Этот праздник установлен в честь сошествия Святаго ДУХА на апостолов и вместе с тем в честь Святой Троицы и именуется в народе ТРОИЦЫНЫМ ДНЕМ , ибо в этот день была явлена полнота Божества.
Праздник усугубляется тем, что имеет второй день, который посвящен отдельно Третьей Ипостаси и называется ДНЕМ СВЯТАГО ДУХА. На канонической иконе сошествия святого Духа изображен таинственный момент, как над вместе восседающими апостолами спустились как бы огненные необжигающие разделяющиеся языки.
Cошествия святого Духа
Но в центр храма обычно выносится праздничная икона Ветхозаветной Троицы, где Она показана в виде трех Ангелов, как явилась праотцу («отцу всех верующих») Аврааму у Мамврийского дуба.
Ветхий Завет, данный свыше через пророка Моисея, служил прообразом Нового Завета, данного в будущем Христомъ, Сыномъ Божиимъ — также Самимъ БОГОМЪ. В 50-й день по исходе евреев из Египта и освобождения их из рабства (ветхозаветной пасхи), Господь чрез Моисея на горе Синай дал закон. Это событие назвали Пятидесятницею. Мы же вспоминаем и торжественно отмечаем событие, когда также в 50-й день, но после Пасхи Новозаветной, уже на Горе Сион — в Сионской горнице — на апостолов сошел Духъ Святый. Исполнилось предсказание пророков Исайи и Михея «От Сиона изыде закон», но уже закон новозаветный. Святой Духъ — Утешитель — сошел в виде благодатных языков, просветил апостолов светом божественной истины и с тех пор «неотступно пребывает в Церкви Христовой, своею таинственною благодатию совершая Таинство Церкви, возрождая и укрепляя духовную жизнь каждого верующего во Христа». В Ветхом Завете — закон, в Новом же — более благодать, «ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Так как это случилось в 50-й день по Пасхе, то праздник также именуется ПЯТИДЕСЯТНИЦЕЙ, но Новозаветной.
В книге Деяний Апостольских об этом повествуется так. В день иудейского праздника Пятидесятницы, когда в Иерусалим собралось множество паломников из всех стран, произошло событие, послужившее началом исторического существования Церкви Христовой на нашей земле. Святой евангелист Лука повествует об этом так:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики Христовы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Духъ давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).,
Целью крестной смерти Христовой было именно ниспослание на землю Духа Святого. «Если Я не пойду (к Отцу Небесному, то есть, не умру по человечеству), — говорил Спаситель перед распятием апостолам, — Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Поэтому дарование Духа Святаго людям должно было совершиться немедленно по Воскресении и Вознесении Спасителя.
Только теперь апостолы поняли, что это за таинственный дар Св. Духа, о котором так часто говорил Господь и который обещал им при Вознесении (говоря языком св. Иоанна Предтечи, что они «будут крещены Духомъ Святымъ», то есть, исполнены особой благодати и чудесной силы).
«Святымъ Духомъ всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическимъ единством священнотайне» (Степенна, Антифон первый).
* * *
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Так обычно по церковной традиции мы начинаем и наше молитвенное правило — собеседование с БОГОМЪ, и всякое дело, делаемое на пользу людям во славу БОГА, во Святой Троице поклоняемого.
Обратите внимание: во имя, а не во имена, ибо БОГЬ един (а не три БОГА) — Единый, Славимый и Поклоняемый; во славу Святой Троицы — Единосущной, Нераздельной и Животворящей, то есть, являющейся началом всякой жизни.
* * *
В народе говорится, что
«без Троицы дом не строится». Обратите внимание на то, что слово
«строить» своим корнем и основанием имеет слово
«троица», поэтому строить — это значит делать вместе с Троицей (не одному, а с БОГОМЪ), призывая имя Божие. Все, что мы имеем «добро зело»: таланты, способности, разумения — все от Него. А поэтому наш богомудрый народ изрек: «Без БОГА ни до порога». Сделал дело — принеси хвалу своему Создателю за дарованную тебе возможность.
На Русской Земле Святая Троица являлась преподобному Александру Свирскому. И даже игумен Игнатий (Ракша), старейший насельник Свято-Троицкого мужского монастыря в Хевроне у Дуба Маврийского, незадолго до своей праведной кончины удостоился явления Ее в виде трех странников (теперь на месте чудесного явления каждый день в 13 часов на несколько минут появляются нежно-голубые цветочки и затем исчезают).
О ЦЕРКВИ
Этот светлый Троицын ДЕНЬ является и ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ, которая есть «столп и утверждение истины». Пятидесятница есть начало и основание Церкви (в которой мы с вами крещены), но основание не очередного религиозного института, а начало «новой твари», возможности блаженной вечной жизни, открытой БОГОМЪ пред человеком. Апостолы получили силу свыше и начали проповедовать, учить и свидетельствовать о Христе как Воскресшемъ Сыне Божиемъ, воплотившемся Богочеловеке, Царе и Господе. «Итак охотно принявшие слово его (ап. Петра. ) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 41-42). Ибо так «изволися Духу Святому...»
Основатель нашей Церкви, ее Глава и «краеугольный камень» — Господь наш Иисусъ Христосъ, Богочеловекъ (в отличие от прочих религиозных сообществ и собраний).
Слово «ЦЕРКОВЬ» (греч.: εκκλησία) в широком смысле этого слова происходит от глагола «собирать, созывать». В Афинах раньше «экклесией» называли городское собрание, но в нем принимали участие не все, а избранные, которые обладали определенными полномочиями и соответствовали определенным требованиям. Поэтому под Церковью Христовой надо понимать не просто собрание, а собрание верных в общество Господне, «рода избранного»: общество всех разумно-свободных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Нимъ как с Единой Главой.
Предназначение Церкви — воссоединение людей с БОГОМЪ, освящение их.
Церковь — мистическое Тело Христово, представляющее собой «новый Израиль» (в плане духовном), облеченный особой исторической миссией: возвещать миру Новый Завет — союз, заключенный БОГОМЪ с людьми «во Христе Иисусе», то есть, запечатленный жертвенной кровью распятого Христа.
Единство этого нового «народа Божия» отныне не зависит от какого-либо этнического фактора. Церковь — это уже не синагога, а есть община, открытая для всех народов.
Вхождение в Церковь осуществляется через покаяние и Таинство Крещения. Вход открыт всем желающим, ибо Господь «всем хочет спастися и в разум истины приидти». Только в День Пятидесятницы, когда Святой ДУХЪ / Духъ Истины / Духъ Утешитель-Параклит сошел на апостолов — общество учеников Христовых стало Церковью. Она одушевляется, живится и освещается Святымъ Духомъ. БОГЪ создал по своему человеколюбию Церковь, где люди объединены правой спасительной верою (во всей ее полноте и чистоте), то есть, законом Божиимъ (законом любви), священноначалием и Таинствами. Онъ сказал «созижду церковь Мою и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
К Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но все в правоверии скончавшиеся и Ангелы. То есть, она состоит из церкви земной — «странствующей» или «воинствующей» (но только не против крови и плоти, а «против духов злобы поднебесных», — и церкви Небесной — «торжествующей».
Слово «церковь» употребляется в разнообразных значениях. Кроме как «экклесия» словом «церковь» переводится на славянский язык греческое слово «ναός» — Храм. Протоиерей Григорий Дьяченко как одну из версий приводит тот факт, что слово «церковь» производится и от латинского слова «circus» — круг. Круг — символ вечности, как не имеющий ни начала, ни конца, отчего Храмы строили не только в виде корабля (как ковчега спасения, плывущего по бушующему мирскому морю), креста, но и круга. У русского народа в сознании практически отождествляются понятия Церкви и Храма, то есть, святилища — культового, священного здания, куда собираются для общей молитвы христиане (или церковь: собрание верующих). Храм также именуется на Русской Земле Собором (что, собственно, очень близко и созвучно «экклесии»), где люди собираются для общей молитвы и участия в Богослужении. И в Ветхом Завете говорится о «скинии собрания» (Чис. 2, 17; 2 Пар. 1, 3).
Церковь — наша мать, а «кому Церковь не мать, тому БОГЪ не Отецъ». Почему надо ходить в Храм? Да потому что Храм — «Небо на земле», «Дом Божий». Здесь человек встречается со своим Отцомъ Небеснымъ, ибо Храм есть место особого вездеприсутствия Божия. И, приходя сюда, человек приходит в гости к своему Создателю. Самъ Христосъ приходил в Иерусалимский Храм. После Боговоплощения Храм не был упразднен. Устроение его: престол, жертвенник, семисвечник, каждение фимиамом... — сделано и освящено по образу, показанному свыше, а не как что-то самочинное.