25.12 - Коляда

http://slavlib.ru/images/kolyada_logo.jpg





25 декабря (стуженя) отмечается Коляда - один из важнейших святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). В этот день рождается новое солнце-младенец Хорс (Бог Солнечного Лика и Зимнего Солнца) и потому отмечается Хорсов Праздник. О сию пору творят обряд обновления - возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, "помогая" новорождённому Солнцу. Тако же кормят кутьёй (поминальной стравой) Мороз, колядуют и поют колядные песни.

В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Рождество Христово, причём само празднование начиналось ещё 24 декабря (стуженя) - в ночь перед Рождеством. В народе говорили: "На Рождество и Солнце играет", "Зима - на морозы, мужик - за праздники". Примечали: "Коли в этот день снега глубоки - травы и хлеб будут высоки", "Если в этот день тепло - весна будет холодная", "Если метельная ночь - пчёлы хорошо роиться будут", "В ночь звёзд густо - густо и ягод будет".

Перед празднеством кудесник воет волком (совершает "вещий вой"), прогоняя злых духов, ибо именно волки вывозят маленького Хорса на небо после длинной ночи. Перед рождением Хорса - самая длинная ночь в году, торжество Чернобога. По окончания зачина, всем подносится братина с мёдом. Затем из леса появляется ряженый, одетый "Овсенем", верхом на "свинье". Собравшиеся приветствуют Овсеня, а обавник восклицает:

- Овсень, куда едешь?

- Мосты мостить!

- Кому ездить?

- Коляде Государю!

- На чём ему ездить?

- На солнечной свинке!

- Чем погонять?

- Поросёнком!

Овсень (Усень) - старший брат-близнец Коляды, прокладывающий небесную дорогу. "Солнечная свинка" - то же самое, что и боров с золотой щетиной германского светоносного бога Фрейра. Это отголоски древнейших общеиндоевропейских представлений о Солнце и плодородии: su (санскр..) - рождать, sur (санскр.) - блистать, surya (санскр.) - Солнце, shwein (нем.) - свинья. Блюда из свинины занимаю почётное место на святочных пиршествах. Ряженье на Коляду связано с защитой людей, прославляющих рождение нового Солнца от гнева тёмных сил. Колядовщики, или окрутники, надев личину, остаются "неузнанными" нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех, должны служить дополнительной защитой от нечисти и отталкивать её.

Проводив Овсеня, люди зовут: "Приходи, Коляда!"

Появляются колядовщики и поют песню:

"Мы ходили, мы искали Коляду святого

На земле, на небеси, по Словени, по Руси,

По полям да по лесам, по долам и по горам,

А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!"

Впереди идёт козовод, ведёт "козу" (ряженного, одетого козой). Коза с древнейших времён считается кормилицей человека, обычай гладить козу по шерсти на святках означает сытую жизнь в будущем году.

Колядовщики говорят:

"Пришла Коляда из Новгорода

На вороном конёчке 1, в малёванном возочке 2".

Козовод:

"Ну-ка девчонки, ну-ка, мальчонки!

Вставайте в ряду, я козу веду!"

Впереди (перед козой) идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ (такое обрядовое засевание должно было заранее обеспечить урожай в будущем году):

"Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю

Счастья, радости желаю.

Сею, сею, посеваю, ячмень, жито посыпаю

Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,

Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.

Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,

Овец с овсом, жеребца с хвостом.

Блин да лепёшка в заднее окошко!

Кто не даст пирога, тому куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата".

Когда "коза" проходит меж рядами, её гладят по шерсти "на счастье" ("счастье" - соучастие в разделе добычи). За "козой" идёт её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт:

"Ой, пляшу, пляшу для дорогого -

Может, даст ползолотого.

Ой, мало, мало, на том не стало!

Ой, скачу, скачу, серебра хочу!

Раз имеешь сына, дай головку сыра!

Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку!

Если не богатый, выгони из хаты -

Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою".

"Звери" подпевают:

"Наша коза, стара дереза,

С Киева шла, всю Русь обошла".

Коза:

"Коза-дереза, большие глаза,

Коза, коза луплена, за две куны куплена.

Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!

Ножками затопчу, хвостиком замету,

Тут тебе смерть! Тут тебе смерть!"

Хор:

"Не ходи, коза, в тёмные леса.

Там за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие,

Во тех лесах огни горят, огни горят горючие,

На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.

У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют:

"Гой, Колядо!"

Хотят тебя, козочка, зарезати.

Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо".

Кудесник бьёт козу в ухо, и та падает. Хор:

"Вот коза упала, хвост свой задрала.

Нужно козе три куска сала!"

Кот:

"Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала".

Козовод:

"Одари, государь, колядовщиков!

Наша коляда ни рупь, ни полтина.

Наша коляда всего пол-алтына!

Коляда пришла, вам здоровья принесла.

Ой, Коляда, Коляда!

Мы пришли прославлять, да хозяев величать.

Да хозяину сотню лет прожить,

А хозяюшке многоздравьице,

Вашим детушкам: сыновьям, дочерям

Девяносто быков, полтораста коров,

Надели вас бог житьем и бытьём,

И житьем, и бытиём, и богачеством!

Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье. Хор:

"Встань, коза, встряхнись!

Встань, развеселись!"

Коза встаёт, пляшет и поёт:

"Твои волы, мои волы, гей, гей!

А впереди медведи, гей, гей!

А вдогон им две вороны, гей, гей!

В колеснице две синицы, гей, гей!

Козовод:

"Слушай, коза, где трубы ревут

Где трубы ревут, там блины пекут

Где блины пекут там и нам дадут!"

Коза идёт к угощенью (до печи или стола), задирает морду и нюхает. Хор:

"Хозяин идёт, пожиток несёт!

Первый пожиток - мерочка жита,

Мерочкой жита коза будет сыта.

Другой пожиток - мерочка гречки,

Мерочка гречки - нам на варенички.

Третий пожиток - решето овса,

Решето овса, сверху колбаса.

Будьте здоровы! Весёлых свят!

С праздником, хозяева!"

Хозяева одаривают колядовщиков. Кот:

"Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!

Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!

Козовод: "Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет".

Хозяин: "Нету сала, мышь украла!"

Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать. На пиру едят обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка теперь едят печенье в виде бараньей головы (баранки, крендели). Непременно нужно попробовать узвар и кутью (кутья, безусловно "прапрабабушка" современных пирожных; наши предки долгое время отваривали зерно целиком, прежде чем догадались размалывать его в муку). Праздник заканчивается игрищами. Обрядовая игра - жмурки ("слепой козёл"). Кроме того, на святках принято загадывать загадки вроде "красный петушок по жердочке бежит" и девушкам петь подблюдные песни во время домашних гаданий. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: "В гору катись, с весной воротись". Колесо означает разгорающееся Солнце, поднимающееся всё выше над небосклоном.

Сноски:

1 "Вороной конёчек" - длинная зимняя ночь.

2 "Малёванный возочек" - солнечные лучи, возможно северное сияние, которое иногда наблюдается и в средней полосе.