У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ » Авторская кукла » История куклы


История куклы

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.

Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и в античном мире. Например, любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Игрушки Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени.

2

http://cs1.livemaster.ru/articlefoto/300x225/f/2/7/f27adda76e.jpg
http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/6/9/c/120605172200.jpg
У каждой девочки в детстве была кукла. Даже если девочка родилась в Древнем Египте. Куклы сопровождают человечество на протяжении всей его истории, неизменно занимая значимое место в повседневной культуре.

Самые первые куклы — грубые, схематично созданные из глины, веточек и кусков меха, — имели значение ритуальное: создавали их жрецы, прикасаться к ним могли только старейшины племени. Куклы служили проводниками в потусторонний мир: древние верили, что в глиняные копии людей «вселяются» души тех, кому требуется общение с богами или исцеление. Вера в подобную способность кукол существовала у разных народов, на разных материках, в разных культурах. Кое-где таких кукол лепили уже с учетом внешнего сходства с членами семьи, которую они должны были охранять.

В Древнем Риме, например, такие куклы назывались «лары». Отдельную роль, вернее — роли, исполняли куклы в качестве артистов кукольного театра. Египтяне с их помощью разыгрывали мистерии, римляне ставили комедии на злобу дня, а в Китае с древнейших времен фарфорово-шелковые артисты исполняли сложнейшие мелодрамы.

Биография кукол

Со временем ритуальное значение кукол утратилось, а вот как игрушки они продолжали жить. Куклы подороже вырезали из дерева или лепили из глины — полностью или только головы, руки и ноги, которые пришивались к тряпичному телу. Куклы попроще делали из соломы, обтянутой тканью, на которой рисовали лицо. Интересно. что в мусульманских странах, где изображение живых существ строжайше запрещено, запрет не распространялся на кукол. В некоторых хадисах, или священных изречениях, есть прямые указания на это, в том числе и Аиши, жены пророка Мухаммеда: «Я обычно играла с куклами в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мои подруги приходили поиграть со мной. Они прятались, когда видели Посланника Аллаха (мир ему), но ему было очень радостно видеть, что они играют со мной, и мы играли вместе». Куклы были самодельные, шились на женской половине и, если благосостояние семьи позволяло, обильно украшались монетками, бусинками, наряжались в дорогие ткани.

Глиняная кукла
http://allbz.ru/wp-content/uploads/2013/03/012-115x300.jpg

Глиняная кукла с подвижными конечностями. Греция. V век до н. э.

http://allbz.ru/wp-content/uploads/2013/03/024.jpg
Египетские куклы из терракоты. XXI — XVII век до н. э.

Совершенно отдельной «ветвью развития» в кукольной истории, заслуживающей пристального изучения, были японские куклы, создававшиеся с самого начала не для игры, а для любования. В японских музеях хранятся куклы, которым не меньше трех тысяч лет. Создание фарфоровых кукол «хина», одетых в сложнейшие наряды и застывших в изысканных позах, стало важным видом искусства. К этим куклам с их высокими прическами, сжимающим в крохотных ручках веера, музыкальные инструменты или зонтики, страшно даже прикоснуться, не то что ими играть. »

Для игры японским девочкам предназначались куколки погрубее и попроще, ярко раскрашенные глиняные и деревянные, близкие родственницы наших матрешек. По древней традиции, куклы «хина» извлекаются из ниш, где их хранят, только раз в год, 3 марта, в Праздник девочек, который еще называют Праздником кукол. В этот день в них дозволяется поиграть. Впрочем, маленькие японки сознают ответственность перед этими произведениями искусства, особенно если в семье имеются все пятнадцать традиционных кукол, от императора и императрицы до дворцовой челяди, а также предметы быта, золоченые ширмы, посуда. Этот набор издавна символизировал благосостояние японской семьи, и часто все необходимое могли собрать только на протяжении нескольких поколений, ведь стоило оно очень дорого. Продажа полной коллекции могла существенно поправить материальное положение семьи, однако символизировала полный упадок рода.
Японская кукла

Гейша, одна из 15 кукол «хина», входящих в традиционный набор «Хинамацури» — Дня девочек. Такие куклы передаются от матери к дочери из поколения в поколение.

Европа полюбила кукол для любования много позже. В Средние века власть над детскими сердцами удерживали куклы-игрушки и куклы-артисты, которые, однако, чуть не попали под запрет, потому что изображение человека считалось удобным объектом для черной магии. Однако отучить девочек от их любимых игрушек так и не удалось.http://allbz.ru/wp-content/uploads/2013/03/066.jpg

Гейша, одна из 15 кукол «хина», входящих в традиционный набор «Хинамацури» — Дня девочек. Такие куклы передаются от матери к дочери из поколения в поколение.


В XIV веке у кукол появилось еще одно назначение: служить миниатюрными манекенами, на которых демонстрировали модели новых платьев. В 1391 году Анна Богемская, супруга английского короля Ричарда II, получила такую куклу из Франции вместе с набором модных нарядов, среди которых она могла выбрать для себя наиболее привлекательные, чтобы заказать их придворным портным. Расцвет «модных куколок» пришелся на XVII век. Их иронически назвали «куклами Пандоры» в честь героини древнегреческого мифа, любопытной Пандоры. В XVIII веке произошло разделение «пандор» на больших, с роскошными прическами, предназначенных для демонстрации бальных платьев, и малых, у которых и волос было поменьше, и наряжали их в повседневное. «Пандоры» путешествовали по всему миру: побывали и в Америке, и в России. В Гатчине хранится «пандора», принадлежавшая императрице Марии Федоровне: на ней портные демонстрировали идеи для царских нарядов, а прислала эту куклу из Парижа знаменитая модистка Роза Бертен. «Пандоры» просуществовали до 60-х годов XIX века, когда получили широкое распространение модные журналы и появились витрины с манекенами в полный рост. И куклы вернулись в детскую…

В России соломенные, деревянные и глиняные куклы были всегда — так же как и в любой другой стране мира. Самодельные, с грубо раскрашенными лицами… Их чаще всего делали самостоятельно, матери — для дочерей, бабушки — для внучек или сами девочки… На ярмарках продавались игрушки другого плана, называвшиеся «потешками»: деревянные, двигавшиеся. если их дернуть за веревочку, или глиняные свистульки, издававшие сложные и причудливые звуки. Игрушки для мальчиков. Девичьи же забавы не считались достойным объектом для промысла.
Кукла в вечернем платье

Кукла, одетая в вечернее платье из шелка и кружева и кукольный манекен в прогулочном костюме из тафты. Франция. XIX век.

Первые «настоящие» куклы появились во времена Петровских реформ, когда прибывшие из Голландии мастерицы научили монахинь подмосковного Хотьковского монастыря делать фарфоровых барышень по западным образцам. Куклы оказались востребованными, производство разрослось, все больше появлялось кукольников, и иногда — с забавно узкой специализацией: один делал только руки и ноги, другой — только головы, третий — только стеклянные глаза. Делать кукольные головки считалось высоким искусством, поэтому на них часто ставили клеймо мастерской. В Петербурге работала фабрика Бенуа по производству кукол, у которой были соперники в Москве — «Журавлев и Кочешков». В Европе особым спросом пользовались куклы Нюрнбергской гильдии игрушечных мастеров, возникшей еще в XV веке. Они уже тогда делались с подвижными, сгибающимися руками и ногами, с поворачивающимися головами. Лица покрывали слоем воска: его было проще окрасить в цвет, близкий к цвету живой кожи, и «освежать» по мере того, как куклу зацеловывали до полной неузнаваемости. У самых ранних кукол в груди имеется отверстие: исследователи до сих пор спорят, для чего оно.

http://allbz.ru/wp-content/uploads/2013/03/094.jpgКукла, одетая в вечернее платье из шелка и кружева и кукольный манекен в прогулочном костюме из тафты. Франция. XIX век

Самое распространенное мнение — что для серебряной монетки, которую туда вкладывали в качестве подарка в день ангела хозяйки куклы. Поскольку в колдовство все еще верили и его боялись, волосы у кукол были нарисованными или сделанными из шелка, но уже к концу XVII века, когда началась повальная мода на парики, дорогим куклам тоже начали делать натуральные волосы. В XVIII веке фарфоровым лицам зачастую придавали сходство с лицом девочки, для которой куклу создавали. В XIX веке и вовсе срезали несколько локонов у малышки, чтобы кукла была практически точной ее копией. Если ребенок умирал — детская смертность в XIX веке была очень высокой, — куклу хоронили вместе с хозяйкой или устраивали для нее в семейном склепе застекленную нишу. Подобные ниши с потрескавшимися от времени куклами можно еще увидеть на парижском кладбище Пер-Лашез и на старых кладбищах в США: далеко не все они стали жертвами вандалов… И коллекционеров. Одержимые коллекционеры кукол впервые появились именно в XIX веке. Объектом собирательства первоначально стали «куклы — автоматы» — заводные игрушки, которые умели ходить, приседать в реверансе, танцевать — даже сложные парные танцы, играть на клавесине… Правда, они были скорее развлечением для взрослых, нежели для детей. На создание одной такой куклы иногда уходило больше года, и стоила она целое состояние. Фарфоровые красавицы-куклы были доступны детям только из самых богатых семей. У будущей королевы Виктории было 132 куклы, она всем им придумала имена, но не могла их запомнить и потому записала в особую книжечку, поместив рядом с каждым именем указание на отличительные черты фарфоровой барышни. Виктория продолжала играть с куклами, даже будучи уже взрослой девушкой и королевой, и называла их своими самыми лучшими подружками, ведь они никогда не укоряли ее и не выговаривали за излишне пылкий нрав… Большинство своих кукол королева хранила до самой смерти, и теперь их можно видеть в коллекции Музея Виктории и Альберта.
http://allbz.ru/wp-content/uploads/2013/03/104-229x300.jpg«Алиса в стране чудес». Тело куклы сделано из папье-маше, голова из фарфора. Германия. Вторая половина XIX века.

Имелись, разумеется, варианты попроще и подешевле. Например, вполне доступны были куклы из папье-маше, фабричное производство которых наладили в Германии, Франции и США. Чуть дороже, но все равно не сравнимы с фарфоровыми были восковые куклы, которых обычно изготавливали в маленьких частных мастерских: сначала лепили форму кукольной головки, рук и ног, потом заливали воск, а когда он застывал — втыкали стеклянные шарики глаз, крепили паричок, раскрашивали — и пришивали к мягкому туловищу. В середине XIX века появились первые куклы с внешностью детей — до того, как ни удивительно, все куклы были «взрослыми», — и главным удовольствием девочек стало переодевать своих игрушечных подружек, чтобы хвастаться перед подружками живыми. Впрочем, в мире кукол, как и в мире людей, существовала несправедливость: у одних — одно-два платья из лоскутков, неловко сшитых девочкой, у других же имелся целый гардероб, созданный профессиональной портнихой. Да, существовала профессия кукольной портнихи, специализировавшейся именно на миниатюрных нарядах. Об одной из них написал Чарльз Диккенс в романе «Наш общий друг». Имелись также специалисты по кукольным шляпкам, и уж совсем редкими были мастера шить туфельки на крохотные фарфоровые ножки. Кукольная мебель и кукольные домики — сравнительно позднее изобретение. Нет,  сами по себе миниатюрные домики с обстановкой делали еще в XVI веке, но использовали их для украшения интерьера, как диковинку, в качестве же игрушек они стали доступны детям во второй половине XIX века. Тогда же произошло разделение.

Появились в продаже куклы-младенцы, сделанные в полный рост, с полуоткрытым ртом и иногда — с закрывающимися глазами, их еще нельзя было купать, потому что тело было сделано из ткани, набитой опилками, но уже можно было пеленать и укачивать, то есть играть в дочки-матери. Впервые таких кукол начали выпускать во Франции.  Одновременно появились целые семьи кукол, созданных по старой немецкой традиции: дамы и господа, дети, горничные, кухарки, военные, старушки… Они были маленькие, с ладонь размером, и ими удобно было заселять кукольный дом и разыгрывать с ними «взрослые» сюжеты. Самая большая коллекция подобных «взрослых» кукол представлена в Музее игрушек вНюрнберге. В 1870 году твердая смесь нитроцеллюлозы и камфары была зарегистрирована под названием «целлулоид». Из нее и начали делать пупсов, которых теперь можно было купать. Их лоббировали педагоги, которые считали, что куклы в виде младенцев, которых нужно укладывать спать, шить им рубашечки, чепчики и распашонки, полезны для воспитания будущей матери. И к началу XX века пупсы выиграли битву против дорогих красавиц. Не помогли даже появившиеся тогда «инновационные» куклы-фонографы, сделанные в виде крупного младенца, в полое тело которого был помещен маленький фонограф — с помощью него кукла говорила и пела. Пупсы одолели на рынке и эти сложные создания — они научились не только правдоподобно плакать, но и ходить, и — что оказалось много сложнее — садиться. СССР пупсы завоевали в конце 1950-х годов. Пластмассовая армия во главе с ленигрушковским желтым «Буратино», «Машей» за 3 рубля  45 копеек и «Володькой-туристом» потеснила на полках «Детского мира» отряды резиновых «зин» и тряпичных, на проволочном каркасе «Узбека с тыквой», «Украинца-старика», «Пастуха» и «Крестьянку в костюме Смоленской губернии» Фабрики 8 Марта. 30 с лишним фабрик занимались в СССР выпуском педагогически правильных игрушек. Но куклы эти были скучные, грубоватые, и пределом мечтаний советской девочки была кукла из ГДР, с личиком из нежной на ощупь резины и с пушистыми (а не жесткими пластмассовыми, как у советских кукол) ресницами, наряженная в кружевное платье. О Барби, которые лишь после перестройки уравняли наших девочек с «заграничными» в общем стремлении к кукольному благосостоянию, в СССР знали только дипломаты и знатоки 88-й, «валютной», и 154-й, «фарцовой», статей Уголовного кодекса РФ.
http://allbz.ru/wp-content/uploads/2013/03/12--237x300.jpgКукла — манекен в наряде для похода в театр, с вечерней прической. Франция. Конец XIX века.

http://allbz.ru/wp-content/uploads/2013/03/153.jpgКукольный шкаф. Германия. 1800 год

3

Сейчас ужасные куклы пошли, куклы вампиры, куклы в гробу.


Вы здесь » БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ » Авторская кукла » История куклы