У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ » СКОРО ПРАЗДНИК » МЕДОВЫЙ и ЯБЛОЧНЫЙ СПАС.


МЕДОВЫЙ и ЯБЛОЧНЫЙ СПАС.

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

http://rus.ruvr.ru/data/2011/08/19/1255353618/4RIA-431479-Preview.jpg

Православные христиане отмечают в пятницу праздник Преображения Господня, также именуемый Яблочным Спасом. Праздник является одним из важнейших у православных, его отмечают 19 августа (6 августа по старому стилю).

Фотолента: В православных храмах яблоку негде упасть

Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Праздник Преображения имеет один день предпразднства 18 августа (5 августа по ст. стилю) и семь дней попразднства с 20 по 26 августа (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 26 (13 по ст.ст.) августа.

Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста - Матфей, Марк и Лука. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с Собой трех учеников - Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, и отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном". Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: Он стоял окруженный сиянием: лицо Его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о Его близком отшествии.

Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Видение кончилось. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте, не бойтесь". Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, - до тех пор, пока Он не воскреснет из мёртвых.

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: "С 900 года его празднуют в Византии как... Преображение Спасителя". Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке. Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки - самый распространенный плод на Руси. Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу. Яблочный Спас упоминается еще и как "встреча осени", потому что приблизительно с этого дня в России становились холоднее вечера.

По материалам РИА Новости.

2

Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные - 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обoжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит Петр Иисусу (Мф. 17:4). Ёту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название яблочный Спас.

Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году. В традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

3

http://www.eda-server.ru/blog/wordpress/wp-content/uploads/2009/08/fr15.jpg

Яблочный спас. История и символика яблока.

Яблоко – символ совершенства (в силу своей округлой формы), красоты, божественного дара. Это – самый популярный, демократичный и любимый фрукт в мире, а также – необыкновенно целебный. Еще Гиппократ прописывал яблоки против кишечных заболеваний, хворей сердца и почек. Да и в рукописях, обнаруженных в египетских пирамидах и гробницах, восхваляются их лечебные свойства.
Яблоня – одно из древнейших плодовых деревьев, известное свыше 4 тысяч лет. В настоящее время насчитывается несколько десятков дикорастущих видов и более 10 тысяч культурных сортов.
Родиной растения считается Малая Азия, откуда несколько тысяч лет назад его перевезли в Палестину, а затем в Египет, Древнюю Грецию и Рим. Египетские фараоны имели большие фруктовые сады и ежедневно жертвовали храмам по корзине яблок, древнеримские патриции славились умением выращивать яблони.
Яблоня — библейское древо, к плодам которого Творец запретил прикасаться людям. В библейской традиции яблоко считается атрибутом рая до грехопадения и в силу этого выступает как символ радости. Евреи во время праздничной новогодней трапезы едят яблоко, обмакиваемое в мёд, для обеспечения благополучия в новом году. В кельтской мифологии остров блаженных Авалон получил свое название от уэльсского afal, яблоко. У славян яблоня символизирует достаток. В Китае яблоко ассоциировалось с миролюбием. Кроме того, яблоки связывались с вечной молодостью, бессмертием. Золотые яблоки Гесперид давали вечную молодость; аналогичная способность приписывалась яблокам скандинавской богини Идунн (ср. молодильные яблоки в русском фольклоре). Это также образ мира (название державы, атрибута верховной власти — «яблоко державное»). В мифологии балтов яблоко выступает символом заходящего солнца, одной из ипостасей богини Сауле.
В преданиях и легендах, песнях и сказках подчеркивается не столько польза плодов, сколько их внешнее очарование и таинственная суть, дарующая людям здоровье, любовь, красоту, вечную молодость. Похищение золотых яблок — один из подвигов Геракла; наливное яблочко на серебряном блюдечке в сказках; красивый фрукт, заставивший надолго уснуть Белоснежку и невесту королевича Елисея из знаменитой Пушкинской сказки… И, конечно же, всем известно подброшенное Эридой на пир богов яблоко раздора.
В Средние века каждый кельтский клан в Ирландии имел свою священную яблоню, под которой устраивались языческие праздники. В скандинавских сагах упоминается богиня Идуун — обладательница чудесах молодильных плодов.
Земли древних славян путешественники называли Яблоневым царством. В сохранившихся летописях особенно отмечается сад при Киево-Печерском монастыре, заложенный в годы правления Ярослава Мудрого. А при Петре I редчайшие сорта яблонь из Швеции украсили Летний сад Санкт-Петербурга.
В символике яблока задействован его цвет — красный, символизирующий физическую красоту. Поскольку круглые формы ассоциируются с женским началом, яблоко получает сексуальный подтекст; по форме оно схоже с женской грудью (ср. в греческой мифологии яблоко Париса с надписью «прекраснейшей»). Парис должен был вручить золотое яблоко самой прекрасной их трёх богинь. Каждая из богинь, стараясь получить это яблоко, обещала Парису: Гера – власть над Азией, Афина – воинскую славу и победу, а Афродита – прекраснейшую из смертных женщин Елену, дочь Зевса и Леды. Парис, недолго думая, отдал яблоко Афродите. Таким образом, прекраснейшей из богинь стала пенорожденная. В этой связи яблоко может истолковываться в расширительном плане как образ земных желаний; в христианстве оно символизирует искушение, соблазн, запретный плод; яблоко на латыни «малум», как и зло. Яблоко также несёт на себе знак Адамова падения. Само дерево яблоня – эмблема первородного греха – посвящена римской богине Церере, насылающей на людей безумие.
В «Песне песней» есть такие строчки: «Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя». Строки символизируют зачатие и рождение. Замечательна связь яблока и яблони. В пословице «Яблоко от яблони недалеко падает» подспудно содержится значение, что дети недалеко ушли от своих родителей. В Европе картофель называли «чертовым яблоком». В России яблоко клали на могилу умершего. Яблоня в цвету – символ любви. Одинокий стрелок Вильгельм Телль стреляет в яблоко, расположенное на голове человека. Отсюда появилось выражение «попасть в яблочко», что, несомненно, является знаком точности. Много любовных процедур связано с манипуляциями над яблоком. Например, если в благоприятное время разрезать яблоко пополам, а в середину его вложить записку с именем любимой и связать половинки, положить на солнце, – то, когда яблоко начнёт сохнуть, объект любви ощутит к вам всё большую склонность.
О яблоке можно писать бесконечно. Оно – совершенно и неповторимо.

4

Праздники: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас - история, обычаи и ритуалы
Вадим Галеев     
02.08.2011 13:25

В августе отмечают три великих и щедрых праздника, три Спаса: 14 августа - Медовый, 19 августа - Яблочный, 29 августа – Ореховый
Вот и наступил последний месяц лета - август. Солнышко по-прежнему пригревает, но уже чувствуется легкое дыхание осени: дни становятся короче, ночи - длиннее. Как только стемнеет, в бескрайнем небе одна за другой падают звезды - августовский звездопад. Ветки деревьев склоняются под тяжестью румяных яблок и душистых груш, на рынках продают роскошные гроздья винограда. лесные орехи и всевозможных размеров баночки с золотистым медом. Соблазнительные ароматы витают в воздухе и смешиваясь друг с другом, напоминают нам август - месяц удивительных праздников - Спасов, которые идут, сменяя друг друга: Медовый, Яблочный, Ореховый.
Уже само слово «Спас» вызывает у нас в памяти имя Иисуса Христа - Спасителя. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Кстати, каждый из Спасов имеет и официальное церковное название. Откуда же взялись другие - «вкусные» названия? Они пришли из глубины веков…
Сбор урожая являлся ответственным и любимым делом для славян. Чтобы янтарный мед золотые колосья пшеницы, коробочки с маком, яблоки и орехи не пострадали от дождя, града или палящего солнца, необходимо
заручиться поддержкой сил природы - в честь первых плодов устраивали веселые праздники.
Имелся у славян даже специальный бог, который отвечал за сохранность и сбор урожая. Звали его Спас. Ведь все тщательно собранные дары природы спасали людей от голода в тяжелое зимнее время.
Не утратил своего значения сбор урожая и с приходом христианства. Языческие традиции причудливо переплелись с православными, и праздники приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность сласти свою душу от злых сил позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем?

СПАС ПЕРВЫЙ. МОКРЫЙ, МЕДОВЫЙ. МАКОВЕЙ

Первый Спас отмечают 14 августа. Полное церковное название праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. В старинном греческом часослове возникновение этого праздника объясняет¬ся так: из-за летней жары именно в ав¬густе жители Константино¬поля каждый год страдали от страшных болезней. Чтобы уберечься от эпидемий из храма Святой Софии выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и освящали водоемы и колодцы. И чудо происходило - болезни покидали город.
Между прочим, и сегодня в этот день освящают воду в реках, родниках колодцах. И делают это не только в память о константинопольском чуде. По преданию, именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду.
В старину в этот день обязательно старались искупаться в речке или озере. Люди верили, что вода приобретает волшебную силу (и нисколько не уступает крещенской) - смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после 14 августа не рекомендовалось - можно было заболеть или в худшем случае утонуть.
Освящают в праздничный день не только воду, но также и мед. Ведь именно сейчас соты в ульях заполнены до отказа и самое время собирать урожай, а освятив его, угощаться вволю. В давние времена мед был не только главным лакомством, на его основе готовили хмельной напиток, с его помощью спасались от разных недугов (целебные свойства меда хорошо знакомы нам и сейчас). От-сюда и еще одно красивое название праздника - Медовый Спас.
В Украине существует и другое ласковое название праздника - Маковей. Наверняка многие помнят, что по христианской традиции в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но, как ни странно, к нашему щедрому празднику страдальцы Маккавеи никакого отношения не имеют (они близки только по звучанию). А на деле все гораздо более прозаично. Именно с 14 августа наши предки начинали собирать мак и печь первые пироги с этой вкусной начинкой.
Не забудьте посвятить в церкви маковейчик - букет, который будет оберегать ваш дом на протяжении целого года, до наступления следующего Медового Спаса. К слову, если ребенок плохо засыпает или неспокойно спит, ему под подушку кладут освященную маковую головку.
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, ИЛИ ПРИШЕЛ СПАС - ЯБЛОКО ПРИПАС
По христианской традиции 19 августа отмечают праздник с не менее длинным названием, чем предыдущий, - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И вспоминают о чудесном событии, описанном в Евангелии.
Однажды Иисус вместе со своими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - отправился на гору Фавор, что в Галилее, дабы вместе с апостолами помолиться. Во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Рядом с Иисусом появились древние пророки - Моисей и Илия. Апостолы замерли в немом удивлении, и вдруг в этот миг явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте».
Преображение Иисуса еще раз показало, что в нем соединены два естества - божественное и человеческое. В народе этот праздник получил название Спас на горе (напомним, что сие чудесное событие произошло именно на горе Фавор).
А еще до прихода христианства наши предки традиционно отмечали праздник сбора урожая, чествовали матушку-природу, которая щедро одаривала своих сыновей и дочерей вкусными плодами.
В этот день в первый раз лакомились фруктами, особенно яблочками - наливными, румяными, ароматными. Их дарили друг другу на счастье, с пожеланиями добра.
Люди свято верили, что 19 августа чудо-плоды приобретают магическую силу. А поэтому, откусив яблоко, загадывали желание. Попробуйте сделать так же, ведь наши предки были убеждены: задуманное сбудется!
И конечно же, на столах особое почетное место занимали вкуснейшие пироги и пирожки с яблоками и золотистое яблочное варенье.
На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето - считалось, что оно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью...
После крещения Руси яблоки, виноград и другие фрукты стали освящать в храмах - во имя Христа. Согласно этой традиции все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.
До Яблочного Спаса церковь не рекомендовала есть ни овощи (кроме огурцов), ни фрукты, а кто запрет нарушал - тот считался настоящим грешником. Поэтому с наступлением этого дня и взрослые, и дети с радостью лакомились ароматными плодами. Также существовала традиция угощать освященными яблоками бедных «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - говорили в народе.

ТРЕТИЙ СПАС - ХЛЕБА ПРИПАС!

29 августа православная церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. И связан праздник с еще одним чудом.
В давние времена случилось так, что князь Эдессы (одного из сирийских городов), Авгарь. заболел проказой. Несчастный долго лечился, призывал к себе новых и новых лекарей - но все безрезультатно:
Однажды он услышал о чудотворце из Палестины. Поговаривали, будто волшебник одним видом своим исцеляет недуги. И тогда Авгарь отправил к врачевателю своего художника. Наверное, вы уже догадались, что этим чудесный лекарем оказался Иисус Христос. Художник прибывший к Иисусу, не смог написать портрет Богочеловека. Тогда Христос умыл лицо, отер его полотенцем (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Как только Авгарь прикоснулся к полотенцу - тут же исцелился.
Позднее Нерукотворный образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы, а впоследствии, при язычниках, замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 году вместе с новым отпечатком на черепице, а в 944 году (опять же - 29 августа)» перенесен в Константинополь (христиане выкупили святыню у арабов).
К великому сожалению, Нерукотворный образ исчез в 1204 году, после нашествия крестоносцев.
В народе этот день известен как Третий Спас, а еще - Ореховый, Хлебный, Спас на холсте. Спросите, почему? Обо всем по порядку.
Ореховым Спасом праздник называли потому, что именно к этому дню поспевали лесные орехи. В старину, прежде чем всем идти на сбор орехов, в лес отправляли одну из самых уважаемых женщин. Она собирала первый урожай, который объявляли нормой для других женщин. Затем все они шли в лес, расстилали ковры и отправлялись на поиски орехов. Добычу выкладывали на общий ковер, и начиналось настоящее гулянье - веселье, песни, пляски. Позднее к компании присоединялись мужчины, и праздник продолжался до утра.
Существовали и особые ритуалы. Если находили два сросшихся ореха, левой рукой укладывали их в кошелек - считалось, что весь год будут деньги водиться.
А еще девушки и женщины гадали по орешкам. Первый найденный орех обязательно надо было попробовать и по виду, содержанию и вкусу «прочитать» его значение.

Пустой - не жди перемен. Гнилой - к беде. Горький - к измене. Сладкий - к счастливой любви. Спелый - к благополучию. Незрелый - к важным новостям.

Чтобы узнать, сбудется ли заветная мечта, нужно было мысленно загадать желание (вслух не произносить!) и бросить в костер орех. Если он вспыхнет и запылает - сбудется.
В бытовой магии орешник считался благословенным, его ветки и плоды защищали от порчи. Для этого из двух веток делали крест и прикрепляли над дверью или над окнами. Кроме того, веткой орешника очерчивали магическое защитное кольцо вокруг жилища - оно не подпускало злые силы. А сами орешки прятали в укромных местах в доме и никому о них не рассказывали.
Орешков во время Спаса старались собрать как можно больше, считалось: сколько орехов - столько и радостей будет в семье. Может быть, и нам с вами отправиться в лес и набрать полную корзинку радостей? . Кроме того, в этот день обязательно пекли хлеб и пироги из муки нового урожая. Угощались сами и кормили ласточек. Славяне считали, что птицы, улетающие в теплые края одними из первых, общаются с предками рода/особенно - если они живут под крышей дома. И заручиться поддержкой пращуров было очень важно: они в случае чего защитят от нечистой силы, болезней и горестей. Так что вы тоже можете попробовать испечь хлеб и угостить им ласточек. Не удивительно, что Третий Спас был назван Хлебным.
Есть у праздника и другие названия - Спас на полотне, или Хотщовый Спас. Почему? Третий Спас наши предки считали самым благоприятным для торговли полотнами и холстами. Заботливые мамочки откладывали «спасовское» полотно, из которого потом шили одежду самому младшему ребенку в семье - считалось, что она принесет ему удачу..

5

14 августа отмечается православный праздник вынесения честных древ Животворящого Креста Господнего
(в народе - Маковея, или Первый Спас). В церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию,
которые погибли за христианскую веру.Накануне Маковея нужно приготовить "маковийский цветок" - букет, который
состоит из многих растений - мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему
магическое значение.Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. 

http://s5.uploads.ru/t/lJAak.gif

Как пронзительна сегодня синева небес!
На ладони пчеловода - сот пчелиных срез.
В геометрии природной - волшебство пчелы.
Золотистые кристаллы - грани и углы.
Капли меда янтарями падают в бидон.
Раздаётся над лугами колокольный звон.
Сколь целителен и вкусен освящённый мёд!
К водосвятью православных колокол зовёт.
Там, за пасекой, церквушка - дерево, уют.
Богомольные старушки туески несут.
Благодати волны льются из счастливых глаз.
Золотые пчёлки вьются. То-медовый Спас.
По-особенному как-то лики зрят с икон.
Распылён лучом сквозь окна золотистый фон.
Помолюсь святым иконам, к каждой подойду,
Ведь когда-то их писали краской на меду.
А наличники витые - тоже словно мёд!
С нами нынче все святые. Вот он, крёстный ход!
Воспевает диакон трубно - эхо по полям.
Слава Богу! Слава пчёлам, травам и цветам!
Деревянный храм Господень - кружево, янтарь.
Цвета мёда стены, купол и святой алтарь.
Как пронзительна сегодня небосвода синь!
Здравствуй, Спас святой, медовый! С праздником!
Аминь.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/77/77077637_1313266731_797464033.gif

Цветы, посвященные в этот день в церквях, кладут
за оскорбления
и хранят до весны. А мак, освящен Маковея, рассеивают на
огороде,
сухие же цветы на Благовещение девушки вплетают в косы,
чтобы не выпадали волосы.
На Маковея еще часто святят и мак-видюк, используемый
против волшебства: им осыпали дом, чтобы все ведьмовские
хитрости исчезали.

В этот день пекут пироги с маком, но главной обрядовой едой является «коршуны».
Их готовят так: пекут лепешки, ломают их на мелкие кусочки и заливают медом и растертым маком.

6

Сегодня православный Медовый Спас открывает двухнедельный Успенский пост в честь Богородицы.

Пост этот в память Успения (кончины) Божьей Матери в 48 году н.э. Богоматерь, пережив сына Иисуса на 15 лет, провела оставшиеся годы в подвигах молитвы и поста, почему празднику Успению у православных и предшествует постный период.
Первый постный день совпадает с Медовым (Мокрым) Спасом, когда Церковь вспоминает Происхождение, или Изнесение, Честных Древ Животворящего Креста Господня и чтит семь ветхозаветных мучеников - братьев Маковеев. Этот праздник был установлен в IX веке в Константинополе, где ежегодно часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для отвращения болезней.

14 августа отмечается большой праздник - Медовый Спас - Первый Спас или как его еще называют Спас на воде, Маковый Спас, Маковей. Наши предки считали этот день "полднем" - последним отрезком летнего времен. Именно поэтому существовал обычай нести в церковь на освящение часть почти всех запасов земледельческого урожая. Как правило, делали это женщины.

В честь праздника в церквях начинали отправлять послеобеденную службу, святили мак, васильки и бархатцы. Из васильков и бархатцев делали отвар, в котором купали больных детей. Считалось, что такие ванны из цветков бархатцев хорошо помогают при желтухе.

Также с Медовым Спасом связано начало двухнедельного Успенского поста - Спасовки. Считается, что Успенский пост по строгости этот пост уступает лишь Великому, однако из-за обилия пищи и созревших плодов, считается легким. Успенский пост также служит напоминаем о том, что лето подошло к концу, ведь во второй половине августа ночи становятся длиннее и прохладнее.

Читай также: Начало Успенского поста: Календарь питания

В первый день поста, 14 августа, женщины пекли из пшеничного теста постное печенье, поливая его сверху густым медом, смешанным с толченым маком. Помимо этого из меда и мака готовили знаменитые маковики - вкусные украинские коржики.

Напомним, что первый день Успенского поста припадает на среду. В этот день, точно также как и по понедельникам и пятницам предписывается сухоядение, по вторникам и четвергам дозволяется вкушать горячую пищу без масла. По субботам и воскресеньям разрешено потреблять пищу с маслом и вино.  Послабление разрешается в праздник Преображения Господня, который совпадает со вторым Спасом - Яблочным (19 августа), в этот день можно есть рыбу.

7

В церквях в этот праздник правят водосвятные молебны и освящают мед. С Медового Спаса у верующих начинается Успенский пост, который продлится две недели.
спас
Православный мир отмечает медовый Спас

В среду, 14 августа, у православных христиан начался Успенский пост. В этот же день православные празднуют Первый Спас (он же Спас на воде, Медовый Спас, Маковея- ред.).

Успенский пост – народное название православного праздника Вынесение честных древ Животворящего Креста Господня, или Праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, который отмечают в первый день Успенского поста 14 августа.

Этот пост посвящен Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в праздник Преображения Господня.

В этот день когда-то также начинали собирать первый урожай меда, откуда и название Медовый Спас. Кроме того, по преданию, князь Владимир именно в этот день принял крещение, поэтому в древнем Киеве 14 августа освящали воду в Днепре и называли этот Спас "Спасом на воде".

Христианская церковь 14 августа чтит семь святых мучеников – братьев Маккавеев (Авим, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевон, Алима и Маркелла), их мать Соломонию (или Саломею) и их учителя Елеазара, которые пострадали за отказ принять язычество и приняли мученическую смерть.

Именно поэтому праздник получил еще одно название – Маковея. Народ говорит: где капала кровь их, сходила большая пламенный цветок, что сразу зацветала, то и был мак. Поэтому в этот день в православных храмах и церквях святят воду, цветы и мак.

На Маковея каждый имел букет цветов, в котором обязательно присутствуют головки мака. Такой букет называется "маковейчик" или "маковийка", и в нем могут быть и бархатцы, и георгины, и астры, и гвоздики, и барвинок, а также различные травы: базилик, мята, тимьян, любисток, полынь, тысячелистник, чертополох-пристритник

8

Медовый Спас 2013 - ритуалы, посвященные меду
Это день сбора меда, который пчелы носили в течение всего теплого сезона. Первые вырезанные соты пчеловоды несли в церковь, там мед святили и благословляли его употребление в пищу. С этого дня разрешалось есть мед и кушанья, приготовленные с ним.
Во время ритуала сбора первого меда пасечник одевался в чистые одежды. Осеняя себя крестным знамением, он выбирал улей, в котором было больше всего меда, доставал соты с медом. Такие соты складывались в новую деревянную посуду и относились в церковь для освящения.
Определенная часть собранного меда оставлялась в церкви, а также раздавалась среди нищих и детей, за что угощенные благодарили пасечника и желали ему здоровья и многие лета.

Медовый Спас 2013 - народные приметы
После Медового Спаса пчелы перестают носить медовую взятку;
На Медовый Спас заламывай соты, а не то соседние пчелы заберут весь мед;
На Медовый Спас даже нищий медком полакомится;
Мед - это сок от ночной росы, которую пчелы собирают с цветов благоухания;
На Спаса купаться - незамоленные грехи простятся;
Первый Спас - всему час;
Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка;
От Первого Спаса и мужик накопит запасы;
У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и разнопогодье;
Во что Маккавеи, в то и разговенье;
Прошел Спас - ушло лето от нас;
Если Дождь на Маккавея, пожаров мало будет;
Отцветают розы и выпадают холодные росы;
С первого спаса и роса хороша;
Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают.

9

http://scorpionse.ucoz.ru/_si/1/40629297.gif

Сегодня Яблочный спас: время готовиться к осени, приглашать гостей и загадывать желания
19 августа православный мир отмечает один из 12 самых больших и почитаемых праздников Преображение Господня, который в народе еще называют Яблочным спасом
История возникновения этого праздника уходит корнями в Евангелие, где пишется том, что однажды Иисус с тремя учениками Петром, Иоанном и Иаковом взошел на гору Фавор (древняя Галилея, современный Израиль). На вершине Христос начал молиться, и вдруг преобразился, одежды стали белее снега, от них исходила сияние. Явилось облако, из которого вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия. И было пророчество, что Иисусу надлежит страдать в Иерусалиме, и быть распятым. Преображение Христа — напоминает о том, что каждый человек должен преображаться, становится более светлым.
Сегодня в церквях освящают яблоки (считалось, что до этого дня их есть нежелательно), груши, прочие фрукты, которые по поверьям в этот день помимо славного вкуса приобретают еще и магические силы. Говорили, что с первым съеденным яблочком сбываются мечты.
Священники надевают белые облачения, которые символизируют Божественный свет, исходивший от Христа на горе Фавор, а после службы освящают святой водой плоды нового урожая.
Обычай освящать плоды восходит к VIII веку. Он был приурочен к празднику Преображения, поскольку к этому времени на востоке поспевали плоды, самыми важными из которых считались колосья и виноград, используемые в богослужении. На Руси к августу виноград поспевал не везде, а потому был заменен на яблоки, отсюда пошло и второе, народное, название праздника - Яблочный Спас.
В народе этот  день называли первыми осенинами и с него начинали готовиться к настоящей осени.
На Яблочный Спас крестьяне снимали первый урожай яблок и несли в церковь на Божественную литургию освящать. Потом яблоки съедали – в народе верили, что если съесть на Спас яблочко, думая о желаемом, то загаданное сбудется.
Также было принято ходить в гости. Считалось, что хорошее угощение – достойный повод позвать гостей. Поэтому, сняв первые яблоки, крестьяне пекли яблочные пироги, варили компот и приглашали к себе гостей на застолье. А в деревнях по вечерам все выходили в поле, пели песни и водили хороводы, провожая лето и встречая осень.
На Яблочный Спас молодые девушки подходили к яблоням, обнимали их и просили, чтобы яблоневые деревья поделились с ними свежестью и красотой. Чтобы красота перешла к ним, девушки срывали листья яблони и вплетали их в венки.
Также молились за детей. Считалось, что если женщина, потерявшая своих детей до того, как их крестили, не будет есть яблоки до Яблоневого Спаса, а в сам праздник сходит в храм с первым урожаем яблок, то в раю у ее ребенка все будет хорошо, и сам Господь даст ему отведать яблочка.
Кроме того, на Яблочный Спас существовало очень много примет.
Так, по этому дню определяли погоду на осень и даже на будущую зиму. Народная метеорология гласила, что каким будет Яблочный Спас, таким будет день Покрова (14 октября) и весь январь. Сухая погода на Яблочный Спас предвещала сухую осень, дожди – дождливую, а ясный день – суровую холодную зиму. Также с этого дня лето уже «официально» поворачивало на осень – ночи становились заметно холоднее, а дни короче.

http://g3.delfi.ua/images/pix/file1955546_481085183.gif

10

http://sd.uploads.ru/DQevn.jpg

11

С праздником, дорогие девочки!

http://mooka.com.ua/uploads/gallery/album_102/gallery_392_102_32540.jpg

http://mooka.com.ua/uploads/gallery/album_102/med_gallery_392_102_813527.gif


Вы здесь » БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ » СКОРО ПРАЗДНИК » МЕДОВЫЙ и ЯБЛОЧНЫЙ СПАС.