СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК-ПАСХИ
Сообщений 1 страница 20 из 105
Поделиться528.03.2011 00:16:27
Пасха. Готовимся к празднику
Пасха – христианский праздник, символ обновления и спасения для всех людей.
По большому счету – это день всех оптимистов, которые верят в то, что Добро сильнее Зла, что жизнь сильнее смерти, а сила человека в его вере и поступках. В наш техногенный и сверхскоростной век такие праздники заставляют нас притормаживать и вспоминать, что кроме рабочей суеты мы и наши близкие нуждаемся в подпитке, тишине, легенде, в которую верят все и которая может спрятать маленьких почемучек от некоторых вопросов, на которые даже взрослые не знают точных ответов.
Это время праздника дается человеку, чтобы «подпитаться». «Подпитаться» своими истоками, вспоминая о традициях, которыми окружены события этого праздника; радостным приемом родственников, которые ждут в гости; и теплым тихим вечером, который вы потратите на подготовку подарка для самых дорогих людей – главного праздничного атрибута – яичка.
Кроме того, для нас, родителей, это прекрасная возможность подкормить новыми идеями своих маленьких умельцев, а для их пальчиков – это непокоренный рубеж, который позволит им научиться работать с очень хрупким материалом:)
Накануне праздника принято красить и расписывать яйца, а в самый праздник Пасхи обмениваться яйцами, троекратно целуясь при этом. Это могут быть самые разнообразные яйца: крашеные вареные, расписные деревянные, фарфоровые, фаянсовые и даже из драгоценных металлов и камней.
В мифологии славян яйцо было символом зарождения и воскресения жизни, началом всех начал, олицетворением солнца, символом чудесного весеннего пробуждения природы.
ОБЫЧАИ
На Пасху повсюду разрешали звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели. Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай. Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.
Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы.
Выгоняя первый раз животных в поле, брали с собой писанки и катали ими по хребту животного, приговаривая: "Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадушка будь гладка и сыта".
Писанку использовали при лечении некоторых болезней.
Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость. Считалось, что она скрепляет дружбу. Дарили крашеные яички своим женихам.
ИГРЫ
Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх:
- Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.
- Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.
- Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.
- Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь другое яйцо, лежащее на земле, играющий брал это яйцо себе.
Писанка
Смысл обряда
Писанка — символизирует весеннее возрождение Солнца. А орнамент, который на него наносится в преддверии Светлого Воскресения, — это священные письмена Богу. Символику всех традиций писанки можно свести к общему смыслу — торжество жизни и пожелание человеку здоровья, благополучия, покоя.
Техника росписи
Расписывать яйца всегда садились женщины. Писанку покрывали воском при помощи кисточки "вилки", взятой из петушиной грудки, либо при помощи трубочки, сделанной из листка фольги или жести. Позднее такую трубочку стали называть "кисткой". Сначала орнамент наносили по белому яйцу. Нанесенные цвета защищались воском. Затем писанку нагревали. Растаявший воск вытирали мягкой салфеткой. И орнамент на яичке проступал, как восходящее солнце. Каждой писанке, как живому существу, давали имя.
Поделиться1029.03.2011 23:27:18
О Пасхе Христовой
…Все воскресните и ад растопчите!
Приди, Адам вместе с Евой, ныне ко Мне. Не бойтесь,
как подлежащие [уплате] долгов, ибо Я за все расплатился —
Жизнь и Воскресение.
Но ударяйте, смертные, ад в лицо, бесчестя [его], и, на выю ему наступая,
выходите, восклицая: «Поглощены ад и смерть!»
Ради вас пришел Я, ибо Я — всех Жизнь и Воскресение,
но все с радостью воспойте ныне псалмы и песни:
«Где победа твоя, бесчестный ад?
Где жало твое, смерть?
Вы лежите в изнеможении. Смерть, ты умерщвлена! [Некогда] царствовавшие,
вы стали рабами, видя, что явилась
Жизнь и Воскресение!»
преподобный Роман Сладкопевец
Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.
Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»
Поделиться1129.03.2011 23:29:22
Как праздновать Пасху?
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.
Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.
На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»
Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
версия для
Поделиться1229.03.2011 23:32:09
Пасхальное Евангелие
На Пасхальной Божественной Литургии читается фрагмент из первой главы Евангелия от Иоанна (стихи 1–17):
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
На первый взгляд, удивительно, что для чтения во время пасхальной Божественной литургии избран отрывок, в котором ни слова не говорится о Воскресении Христа. Связано это с тем, что, согласно древнейшей церковной традиции, весь евангельский текст (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) разделен на фрагменты таким образом, чтобы в течение года Евангелие было прочитано полностью. А поскольку Евангелие от Иоанна - самое глубокое, насыщенное Богословскими понятиями и трудное для восприятия новичка, начало чтения этого Евангелия было приурочено к тому моменту, когда в церкви «новичков» практически не оставалось. Во время предпасхального Великого поста уверовавшие во Христа, но некрещеные христиане проходили процесс «оглашения», то есть изучали основы христианской веры. А накануне Пасхи, на литургии Великой субботы, совершалось массовое крещение подготовившихся к этому событию христиан.
Таким образом, в пасхальной Божественной литургии участвовали, практически, только «верные», которые, согласно пониманию Церкви, были подготовлены к слушанию самого сложного по содержанию Евангелия.
Поделиться1329.03.2011 23:35:19
Символика пасхального стола
Всякую праздничную трапезу Типикон называет "великим утешением братии". Пасха, которая по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств", предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь все же не особенно одобряет изысканные, требующие многих компонентов и сложных в приготовлении блюд, считая изыски кулинарии проявлением греха чревоугодия. На пасхальном столе должно быть нескольких простых, недорогих, но необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание.
С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов. Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви. Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Христиане увидели в этом символе подтверждение своей веры в грядущее всеобщее воскресение. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, которая одна только может сокрушить ад!
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.
Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.
Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.
Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.
Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).
Священник Михаил Воробьев, http://www.eparhia-saratov.ru/index.php … mitstart=1
Поделиться1429.03.2011 23:37:27
Самая вкусная пасха, или Девять секретов приготовления пасхи
1. Продукты
Творог - 1,5 кг
Сахар песок – 500 г
Яйца – 5 штук
Масло сливочное несоленое – 500 г
Сметана – 200 г
Ванилин – 1 пакетик
Изюм светлый – 200 г
Миндаль или грецкий орех – 100 г (по желанию)
Цедра 1 лимона
2. Подготовка
Секрет первый. Творог нужен только очень свежий, домашний и хорошо отжатый. Можно приготовить творог самим. Для этого взять в равных частях молоко и кефир, молоко довести до кипения и вылить в кипящее молоко кефир. Дать остыть, переложить в марлевые мешочки (слой марли – двойной), подвесить над раковиной не менее чем на сутки.
Секрет второй. Пасху нужно сделать заранее. А именно в Великий Четверг, после службы Чтения двенадцати Евангелий. Чтобы все успеть, нужно заранее приготовить все компоненты.
Хорошо промыть и просушить изюм. Миндаль (можно использовать слегка жареный) обдать кипятком, снять кожицу, мелко-мелко порубить. Грецкие орехи тщательно очистить и тоже мелко порубить, но не пропускать через мясорубку. Это принципиально!
Масло сливочное растопить, сыворотку слить.
Яйца должны быть в холодильнике.
Формы вымыть. На указанное количество продуктов потребуется три стандартные пасочницы.
Для каждой формы приготовить марлю. Двойной слой марли вложить в формы, и оставить достаточно марли, чтобы прикрыть творог сверху. Лучше нарезать марлю прямоугольниками для каждой плоскости формы, чтобы не собиралось слишком много складок в углах формы, которые отпечатаются потом на пасхе. Но будьте внимательны: марли должно быть достаточно, чтобы она не расползлась по сторонам, когда Вы будете вливать творожную массу в форму. Приготовьте деревянные брусочки точно по дну пасочницы и грузы.
3. Приготовление пасхи
Секрет третий. Хорошо отжатый творог пропустить через мясорубку вместе с изюмом. В этом одна из особенностей нашей пасхи. Изюм будет давать вкус, но не будет чувствоваться целиком. Можно использовать и темный изюм, но тогда пасха будет темной.
Протирать творог и изюм через мелкий дуршлаг или сито, как советуют в других рецептах, - занятие, думаю, не из простых, да и времени займет гораздо больше.
Теперь разбейте яйца, отделите желтки от белков.
Секрет четвертый. Отдельно взбиваем белки с 200 г сахара до хорошей пены, сахар добавляем постепенно по 1 ложке на 4-5 взмахов венчиком. Взбиваем только вручную, тщательно, но не до густоты. Минут 5-10. Желтки протираем добела с 300 г сахара и ванилином.
Секрет пятый. Все смешиваем постепенно: протертый творог с изюмом, масло, потом желтки, сметану, белки, затем орехи и цедру. Перемешиваем все вручную деревянной ложкой, желательно в стеклянной или фарфоровой посуде.
Если честно, то я всегда делала, по крайней мере, двойную порцию пасхи, и потому смешивала все в небольшом эмалированном тазу, который у меня использовался исключительно для приготовления пищи.
Секрет шестой. Пасху провариваем. Вы можете найти в книгах рекомендацию варить пасху в водяной бане, но для этого у меня не хватало времени, и я делала следующим образом. Готовила две глубокие чистые сковороды (с тех пор, как появилась тефаль, она думает за нас, а раньше с задачей успешно справлялись обычные железные), накладывала приготовленную пасху и варила на медленном огне, непрестанно помешивая. Как только появятся большие пузыри, мешать надо интенсивнее. Для этого одну сковороду необходимо снять с плиты, и все внимание уделить оставшейся. Упустишь момент – творог начнет «фыркать», и брызги полетят по всей кухне. Итак, очень интенсивно перемешивая пасху (старинные рецепты советуют мешать по часовой стрелке), замечаешь, что она проварилась. Тогда сковороду можно снять с огня и заняться следующей.
Секрет седьмой. Как только творожная масса остыла и стала чуть теплой, переложите ее в форму. Чтобы у пасхи не "проваливалось дно", нужно по мере выхода жидкости добавлять в форму творожную массу. Для этих целей отложите небольшое количество массы. Теперь марлей закройте пасху сверху и оставьть ее в покое до утра.
Не забудьте поставить форму с пасхой в блюдце. В первые минуты жидкость будет очень интенсивно вытекать из формы, не забывайте сливать ее из блюдца.
Секрет восьмой. Утром в Пятницу нужно снова опорожнить все блюдца, на верхнюю часть формы (на марлю) положить чистые деревянные брусочки, а на них - груз. В качестве грузов можно использовать кружки от гантелей, хорошо вымытые камни. На худой конец, банки с водой. Все "сооружения" поставьте в холод (можно на балконе, в наших широтах на Пасху редко бывает жарко). Регулярно сливайте жидкость из блюдец.
Пасха должна быть готова к Субботнему вечеру, в крайнем случае, к утру Воскресения.
Аккуратно разберите все грузы, разверните марлю сверху, поставьте пасочницу как пирамиду на блюдо, осторожно разберите форму и снимите всю марлю, но так, чтобы не сломать пасху. Можно украсить крест, буквы ХВ и верх пасхи цветной присыпкой.
Пасха будет очень твердой, стоять на столе пирамидой, ее можно будет резать ножом и достаточно долго хранить (если до этого дойдет дело) . Однажды я спрятала небольшую пасху, чтобы отвезти ее знакомым в другой город. Друзья пробовали ее на десятый день после праздника. Она была восхитительна.
Секрет девятый, или просто совет. Ваша пасха будет пользоваться огромной популярностью. Каждый, кто попробует ее один раз, будет напоминать Вам, что в следующем году также ждет от Вас в качестве пасхального подарка Вашу пасху. Поэтому приготовьте лучше маленькие формы, но пусть их будет больше. Что я делала? Брала пластмассовые стаканчики, протыкала по всему стаканчику дырки, особенно тщательно на дне. Протыкала ножницами, чтобы отверстия были как в дуршлаге. Готовую пасху легко вынуть из стаканчика за марлю.
На освящение лучше приготовить одну пасху в красочном виде, а остальные отнести еще в формах, освятить и оставить до обеда или дарения на холоде под грузом. На всякий случай.
Поделиться1529.03.2011 23:39:33
Самый вкусный кулич
1. Продукты
Мука - 3 кг
Дрожжи (быстрые) – 150 г
Молоко – 1.2 л (6 стаканов)
Сахар песок – 3-4 стакана
Яйца – 17 штук
Масло сливочное несоленое – 500 г
Маргарин сливочный – 250 г
Сметана – 1.5 стакана
Изюм светлый – 500 г
Миндаль или грецкий орех – 200 г
Имбирь — 1 чайная ложка, кардамон – 10 зерен, шафран – ½ чайной ложки, ванилин – 1 пачка, мускатный орех - ½ чайной ложки
Спирт, коньяк, ликер Амаретто
Лимон – 1 шт
Сахарная пудра – 1 стакан
Соль – 1.5 чайной ложки (из расчета 1/3 чайной ложки соли на 3 стакана муки)
2. Подготовка
Наш совет. Куличи советуем выпекать рано утром в Великую Пятницу, чтобы освободиться к выносу Плащаницы. Но чтобы успеть, все подготовительные работы нужно сделать заранее, можно начинать подготовку к выпечке куличей с понедельника.
А именно:
Перебрать, вымыть и просушить изюм.
Масло сливочное и маргарин заранее растопить.
Миндаль и/или грецкие орехи (по вкусу) очистить от кожуры и мелко истолочь.
Приготовить специи: имбирь, кардамон, шафран, мускатный орех (все, что надо, измельчить).
Проверить, нет ли комков в сахарной пудре.
Просеять муку.
Если дрожжи обыкновенные, лучше растворить их в небольшой кастрюльке накануне приготовления теста.
Подготовить все формы. Так как я всегда пекла куличей много (до 50 штук – в церковь, в детский дом, сотрудникам, родным, крестникам и т.д.), то большая часть моих форм представляла собой маленькие жестяные баночки из-под сгущенки. Но обязательно надо иметь 2-3 формы для больших куличей (я использую для этого специальные кастрюли), и несколько форм для куличей среднего размера (банки из-под зеленого горошка).
Все формы заранее вымыть, положить на дно промасленную бумагу-кальку, смазать маслом боковые стенки форм и посыпать их мелкими сухарями.
Заранее приготовьте несколько длинных чистых тонких палочек, чтобы проверять куличи на готовность.
Теперь - порядок действий.
В Пятницу я вставала в 5 утра.
Сначала я растворяла дрожжи в воде (если они не были растворены с вечера).
Ставила опару: в большую (литров на пять) кастрюлю вливала все молоко (тепленькое), дрожжи, добавляла 2 стакана сахара, 100г маргарина (растопленного, теплого без осадка), 200 г масла (растопленного теплого без осадка), 1 кг муки (через сито, чтобы мука вобрала в себя воздух), соль (1.5 ч.л.). Всё очень хорошо размешивала. У меня не было блендера, поэтому я делала по старому рецепту: 100 раз читала «Богородице Дево, радуйся», на каждое чтение откладывала зернышко риса, чтобы не сбиться, и каждый раз била тесто деревянной лопаткой, которую бабушка называла «веселкой». На это уходило минут 20-30. Опару укрывала чистым полотенцем и ставила в теплое место на 1.5 - 2 часа.
15 яиц разделяла на желтки и белки. Желтки протирала через сито и растирала с 1 стаканом сахара, 1 порошком ванилина добела. Белки взбивала с сахаром (1 стакан).
Когда опара подойдет, нужно влить оставшиеся масло, маргарин, желтки, белки, сметану, спирт или коньяк, или Амаретто. Муку добавлять порциями (по стакану) взбивая тесто в течение часа. Тесто должно быть не очень густым, но хорошо вымешанным, легко отставать от стенок и веселки. Поставьте тесто в теплое место на 1.5 -2 часа. Проверяйте время от времени, как оно подходит. Если слишком быстро, можно обмять тесто, и дать подойти еще раз.
В готовое тесто добавить изюм, орехи, пряности. Все хорошо еще раз перемешать. Если Вы хотите, чтобы куличи получились белыми – пряности не используйте. От кардамона, имбири, мускатного ореха тесто темнеет, от шафрана – желтеет. Но с пряностями куличи более ароматные. Смешивая различные пряности, можно добиться просто волшебного запаха. Никогда не добавляю корицу: от нее тесто совсем темное, да и запах корицы перебивает другие ароматы, не позволяет получить тонкую гамму.
Наш совет: сделайте разные порции – с пряностями и без них. Проверьте, какой вариант больше понравится Вашим близким. По опыту, нравятся все варианты, и приходится делать разные куличи. Из всех добавок алкоголя, на мой вкус, лучшая - итальянский ликер Амарето ди Сарона. С ним куличи - необыкновенные! Кстати, алкоголь нужен не только для аромата, он влияет на консистенцию теста!
Формы слегка подогрейте в духовке, и разложите в них тесто на 1/3 формы или ½ (если тесто уже очень хорошо подошло). Закройте все формы полотенцем и поставьте подниматься до ¾ формы.
Духовка должна быть хорошо прогрета до 200 градусов. Теперь аккуратно поставьте формы с тестом в духовку.
Наш совет: не набивайте в духовку слишком много форм, не давайте формам соприкасаться друг с другом. Если вы выпекаете большой кулич, поместите в углах духовки еще пару маленьких, и достаточно. Выпекайте куличи приблизительно 40 минут (время зависит от духовки и величины формы!) Если верх зарумянился раньше времени, закройте его кружком, вырезанным из кальки.
Наш совет: чтобы узнать, хорошо ли пропекся кулич, проткните его заранее приготовленной тонкой палочкой. Если на палочку налипло тесто, возвращайте форму в духовку. Если палочка осталась сухой, все в порядке. Форму аккуратно выньте из духовки, дайте куличу немного остыть, ножом легонько отделите его края от формы, и осторожно вытряхните свое произведение на подушку, закрытую полотенцем.
Теперь можете отправляться на службу. Не забудьте прикрыть свои чудные куличи полотенцем.
Украшали куличи мы всей семьей в Субботу, между службами.
Самое сложное – приготовить глазурь.
Конечно, можно тривиально взбить белки, но настоящая и очень вкусная глазурь готовится так: 2 белка, 1 стакан сахарной пудры, 2 столовые ложки лимонного сока растирать ложкой в фарфоровой или стеклянной посуде от 40 минут до 1 часа (может быть и больше), пока масса не загустеет до того, что не будет стекать с ложки. Как бы Вам ни казалось, что это никогда не случится, имейте терпение: рано или поздно глазурь получится. Для того, чтобы облегчить этот утомительный процесс, установите очередь среди Ваших домочадцев: кто за кем и сколько минут трет. Густой глазурью обмажьте куличи сверху и немного с боков, готовая глазурь не стекает! Верх кулича украсьте цветным сахаром, цукатами и всем, чего ваша душа пожелает.
Мы Вас поздравляем! Самые вкусные и красивые куличи у вас! Можете освящать их в храме и дарить родным, близким и незнакомым.
Ася Карпова
Поделиться1629.03.2011 23:50:58
Яйца кокосовые, трюфельные и шоколадные
Кокосовые пасхальные яйца
На 5 шт. потребуется:
45 г твердого кокосового масла;
2 чашки сах. пудры;
1 чашка кокос. стружки;
1 белок;
1/4 ч.л. кокосовой эссенции;
желтый пищевой краситель;
125 г темного шоколада.
Расплавить кокос. масло в кастрюле на среднем огне. В чашку просеять сахарную пудру, добавить кокос. стружку, кокос. масло, взбитый белок и эссенцию. Хорошо взбить вилкой. Отделить 1/4 чашки этой смеси и окрасить ее желтым пищевым красителем.
Разделить остальную смесь на 5 равных частей, свернуть каждую в форму яйца и разрезать каждое яйцо пополам. В каждой половине сделать посередине среза пальцем углубление.
Разделить желтую порцию на 5 равных частей, свернуть маленькие шарики. И этот "яичный желток" положить в 5 половинок "белка".
Соединить половинки яиц и скрепить бока. Затем каждое яйцо покатать между ладонями, чтобы они стали гладкими. Положить на тарелку и поставить на 30 минут в холодильник до затвердения.
Расплавить шоколад на водяной бане. Покрыть шоколадом яйца. После того как шоколад затвердеет, завернуть в фольгу.
Такие яйца могут быть сделаны за две недели до Пасхи.
Трюфельные пасхальные яйца
И детям и взрослым понравится украшение этих оригинальных пасхальных яиц. Положите их в подставки для вареных яиц всмятку для законченности.
На 4 шт:
Соединить в миске 150 г раскрошенного кекса, 150 г молотого миндаля и 50 г сахарной пудры. Растопить 50 г простого шоколада в миске и поставить над кипящей водой.
Добавить 6 ст. л. меда; все взбить. Сформировать 4 овальных яйца.
Украсить маленькими конфетками (m&ms), украшениями для торта, растопленным шоколадом, разноцветной помадкой или любыми другими сладостями.
Пасхальное шоколадное яйцо
Для яйца высотой 18 см - 200 г шоколада.
Для 1-3 яиц высотой 10 см - 225 г шоколада.
Для яйца высотой 20 см - 450 г шоколада.
Порезать шоколад на кусочки и положить в маленькую миску, поставленную на кастрюлю с медленно кипящей водой. Помешивать, пока не растает.
Убрать миску с кастрюли, ложкой выложить немного шоколада в чистую формочку для пасхального яйца.
Наклонять форму, чтобы шоколад равномерно распределился, затем перелить оставшийся шоколад обратно в миску.
Поставить формочку вверх дном на восковую бумагу и дать застыть. Добавить 1-2 слоя шоколада таким же образом, если используете большие формочки.
Срезать излишек шоколада и аккуратно достать яйцо.
Смазать край обоих половинок яйца растопленным шоколадом и аккуратно прижать их друг к другу, держа пергаментной бумагой. Дать застыть.
Поделиться1730.03.2011 00:08:17
Пасхальный кролик.
Вся Германия в Пасху ест шоколадных кроликов и шоколадные же яйца. На Пасху кролики в Германии приносят яйца.
А в наши дни кролик стал символом Пасхи. Интересная карьера для этого зверька. Ведь сначала отцы церкви отрицали кролика. Считалось, что его мясо наводит на скоромные мысли. Ученые долго спорили о происхождении зайца, как символа Пасхи. Одни считали, что кролик- это символ плодовитости древнегерманской богини Остеры, другие- что это византийский символ Иисуса.
В евангелической церкви не было пасхальных яиц, поскольку не было поста. Яйца можно было есть и перед Пасхой. А поскольку они не являлись элементом священной трапезы, то получили другое применение. Яйца ярко раскрашивали и прятали в саду. Потом потребовался кто-то, кто бы эти яйца прятал. Возник персонаж, подобный Святому Николаю или Младенцу Христу. И это был пасхальный кролик.
Тогда поиск пасхальных яиц стал называться "охотой на пасхального кролика". Того, кто первым находил синее яйцо, ожидали неприятности. Красное яйцо означало три дня удачи. Даже в семье Гете в Веймаре происходили такие пасхальные игры. Скоро возникли и истории, связанные с зайцем.
Хорош тот пасхальный кролик, у которого на шее висит колокольчик".
Поделиться1830.03.2011 00:17:19
Цитата: "Главные пасхальные развлечения связаны именно с праздничными яйцами.
В Германии известна весёлая игра. 100-200 яиц раскладывают на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу участники начинают их собирать. Выигрывает тот, у кого урожай больше.
Самым любимым детским развлечением остаётся «охота за яйцами». Смысл игры заключается в том, чтобы найти все яйца, предварительно спрятанные в доме или в саду. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Раньше дети сами делали заветное гнездо в тайном месте, часто из своих шляп. Корзинка, как символ, появилась позже. Пасхальный заяц (кролик) как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру.
Тут и возникает главный вопрос: кто же раскрашивает и приносит пасхальные яйца?
Крашением яиц и их прятаньем не всегда занимался только заяц. Ещё в XIX веке в некоторых германских землях эти особенности зайца были совершенно никому неизвестны. Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались животные самых разных видов. Раньше в Верхней Баварии пасхальные яйца приносил петух, в Тюрингии аист, в Вестфалии лисица, а в окрестностях Фульды осёл. В некоторых местах это были пасхальная птица или кукушка, журавль или глухарь.
Родиной пасхального зайца являются, скорее всего, Верхний Рейн и Эльзас, впервые в документах он упоминался в 1682 году.
В Средние века пасхальный заяц подвергался гонениям, так как считался символом похотливости (у зайцев весной большой приплод). Почитался одно время только протестантской церковью.
В наше время самым популярным пасхальным героем считается именно пасхальный заяц (Osterhase). Он особенно любим в Германии. Накануне Пасхи его можно встретить везде: на шторах и полотенцах, на дверях и на окне; от шоколадного и привычной мягкой игрушки до деревянных, керамических и даже восковых. Фантазиям на тему зайцев нет счету. Согласно статистике, немцы покупают к празднику 10 000 тонн шоколадных зайцев и яиц. Первое упоминание об этом персонаже относится к 1682 г. О зайце написал Георг Франк фон Франкенау (Georg Franck von Frankenau) в своём трактате «О пасхальных яйцах» (De ovis paschalibus). Исследователь, правда, отметил, что на тот момент он был популярен лишь в Эльзасе, но к XXI в. обрёл славу во всём мире.
Почему же именно заяц?
Одно из объяснений связывают с этимологией слова. Некоторые учёные производят английское название Пасхи, Easter, и немецкое, Ostern, от имени богини весны Eostre, чьими символами издревле считаются яйцо и заяц. Причины появления зайца в пасхальной символике называют самые разные. Вспоминают даже то, что заяц – лунное животное, а праздник как раз приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия. Помимо всего прочего заяц повсеместно является символом плодовитости и плодородия. Это объясняет, почему на Пасху неожиданно появляется так много яиц.
Версий достаточно много. Узнать о них подробнее можно, пожалуй, в Мюнхене, где существует Музей пасхальных зайцев. Особый интерес представляют первые самодельные игрушки. Их делали из папье-маше, полыми внутри. Голова отделялась от туловища, а внутри можно было найти пасхальное яйцо. В музее собрано более двух тысяч самых разных экземпляров: из фарфора, плюша, дерева и других материалов.
В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии. Пасхальные зайцы, предназначенные для еды, изготавливаются из марципана или шоколада.
В Баварии к пасхальным дням в кондитерских из сладкого теста выпекают целые заячьи выводки. Продавцы декоративно оформляют в магазинах заячьи семейства с «мамами», «папами», «детьми», «дедушками» и «бабушками». Популярности пасхальному зайцу добавили именно кондитеры, отливая его фигурки не только в «чёрном», но и «белом» шоколаде. Это любимое лакомство немецких детей, разыскивающих зайца на Пасху среди цветов в комнате, на балконе или в саду. Детская игра «охота на пасхального зайца» давным-давно придумана взрослыми, специально прячущими в дни Пасхи для своих детей шоколодных зверьков и крашеные яйца. Своими корнями эта игра восходит к старинному народному поверью, что на праздник Пасхи зайцы «высиживают» крашеные яйца и прячут их в каких-либо укромных местах".
Поделиться1930.03.2011 00:27:27
Христос воскрес!
И торжествует
Жизнь, возрадившаяся вновь,
Свет, тьму Зимы прогнав, ликует,
Христос воскрес!
И с ним - любовь!
***
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жавронок взлетел,
И, в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля", они вещали, -
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - Любовь.
***
Славься, славься Пасха величавая!
Христос глядит с небес,
Как праздную, ликуют православные!
Христосуйтесь - "Христос воскрес!"
***
Скатерть белая, свеча,
Аромат от кулича,
Льется в рюмочки кагор.
Пить не много – уговор.
Разноцветие яиц,
И улыбки светлых лиц.
С праздником!
Христос Воскрес!
Доброты, любви, чудес!
***
Святая ночь... Залит огнями храм.
Молитвы грешников восходят до небес,
Как в алтаре зажженный фимиам...
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Природа нежным трепетом полна,
Мерцают звезды в глубине небес.
Царит над грешным миром тишина…
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Как перед бурей замерла трава...
Затих пред Тайною дремучий старый лес.
Лишь ветер шепчет нежные слова:
«Христос воскрес! Воистину воскрес!»
***
Светлое Христово Воскресение.
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование - Христос воскрес!
***
Природа нежным трепетом полна,
мерцают звезды в глубине небес.
Царит над грешным миром тишина.
Христос воскрес! Воистину воскрес!
***
Смерти тьма растаяла над миром.
Вечной жизни озарил все свет!
Ангелы поют над всем эфиром:
Мрак теперь не властен, смерти нет!
Христос Воскрес!
***
Вас поздравляем - Христос воскрес!
Добра желаем, больших чудес,
чтоб с Богом в сердце светлей жилось,
Он снова с нами - воскрес Христос!
***
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос!
Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!
***
Пасха, Пасха, праздник это!
Всюду радости приметы.
Счастье светится в глазах.
Солнце светит в небесах.
Пенье раздаётся звонко.
Солнца свет и смех ребенка.
И в сердечке у меня
Гимны светлые звенят.
И от края и до края
Счастье, о котором знаем.
Пасха! Пасха! Гость небес!
Все кричат: Христос воскрес
***
Ясно и солнечно в Светлую Пасху!
Крашенки красные, песни и пляски.
Свет на душе, как от яркой свечи.
И на столе уже ждут куличи.
Пусть разнесется по миру: Воскресе!
Будем всегда мы с надеждою вместе.
С Верой в любовь, в золотые года.
Вместе. Сегодня. Сейчас. Навсегда
***
Сегодня просыпается земля,
И тайной одеваются поля,
Весна идет, она полна чудес!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Природа нежным трепетом полна,
И птицы вьются в синеве небес.
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Шумит теперь зеленая трава
Ей вторит старый, полон тайны, лес.
И ветер шепчет нежные слова:
"Христос воскрес! Воистину воскрес!"
***
День великий, день спасенья!
Светлый праздник наступил!
День Святого Воскресения
Бога правды, Бога сил!
Все заботы и сомненья
Отлетели далеко!
Нет тревог и сожалений,
И душе моей легко