У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ » Вышивка (шпаргалка) » Все,о вышивке икон --советы,инфа,размышления и т д


Все,о вышивке икон --советы,инфа,размышления и т д

Сообщений 1 страница 20 из 73

1

[взломанный сайт]

Всем желающим знать как правильно вышивать иконы, но не имеющим опыта посвящается.
С чего же стоит начать процедуру вышивания любой иконы и чем отличается вышивка иконы от обычной вышивки?
Давайте начнем с того, что разберемся что же такое икона?
Икона – это более чем просто изображение. Написать пейзаж и написать икону – совсем разные вещи.
Каждая икона – это уникальный тандем мастерства и молитвы. Каждая икона это ещё один шаг к прославлению Создателя. Мы не “рисуем” или  “вышиваем” иконы… Мы славим Имя Его…
Икона—это не картина на религиозный сюжет, а окно в вечность, через которое мы обретаем видение красоты духовного мира. Иконы служат местом встречи неба и земли. Множество икон служит видимым выражением «Неба на земле».
Икона – это “окно” в Царство Небесное. Почитать ее можно и нужно, но именно как “окно”, и не более того.
Однако у иконы есть свои особенности. Господь принял человеческую плоть, Он был видим и осязаем. Святые – это люди, которые жили на земле, но стали носителями Духа Святаго; в них преобразились человеческая природа и естество, преобразились через соединение с Божественным Светом, поэтому, как мы уже говорили выше, в образе должно быть и сходство, и несходство. Несходство, условность иконы закономерны: изображенный на ней человек находится в духовном мире, он смотрит на нас из вечности, области других измерений; поэтому духовный опыт и мистическое видение Церкви создали канон иконы. Условность иконы мирские люди часто считают некой инфантильностью, «детским периодом» (было время, когда так же считали и искусствоведы). На самом же деле икона глубоко продумана. Если бы она была простым портретом, мы имели бы дело не с преображенным человеком, а с его душевным, земным состоянием. Но икона – это окно в вечность. Икона являет нам человека-обитателя духовного мира. Икона открывает и обнаруживает в себе прежде всего духовную сущность, поэтому язык ее должен говорить нам о духовной сущности того, кто изображен на ней.
Католическая Церковь, оторвав себя от традиций Единой Вселенской Церкви, потеряла чувство иконы. У католиков икона превратилась в картину на религиозную тему, на которой изображены те же люди, которых мы видим на улице. Поэтому католическая «икона» не возвышает ума, не дает человеку возможности внутреннего общения с тем, кто изображен на ней. «Портрета» Неба быть не может, но символы духовного присутствуют в земном; иначе человек вообще был бы лишен всякой информации о Небесном.
Иконопочитатели, опровергая доводы иконоборцев, говорили о том, что само человеческое слово – это тоже символ, тоже знак. Однако через Священное Писание, через слово мы имеем сведения о духовном мире. В молитве мы также употребляем слово, и хотя оно является символом, мы через молитву общаемся с Богом. И икона, если она написана правильно, – это то же священное повествование, которое начертано не буквами, а красками; не пером, а кистью (или вышито). Существующий канон иконописи необходим, православный иконописец должен строго придерживаться его; если этот канон нарушается, то обязательно нарушается и наше внутреннее отношение к иконе. Когда икона превращается в картину, пусть даже прекрасную картину, в подсознании начинает действовать возбужденное эмоциональное чувство, оно поглощает, притупляет и подавляет чувство духовное. Перед прекрасно написанной («прекрасно» – в мирском значении этого слова, как художественное произведение) «иконой» человек может испытывать даже некоторое молитвенное возбуждение, но это будет возбуждение земной красотой, при котором человек не отрывается от земли, а, наоборот, пригвождается к ней.
Если икона написана не по канонам Церкви, то она превращается или в абстракцию и фантастику, или в картину, отражающую земную реальность и земные категории красоты. Такая «оземленная» картина неспособна внести в душу человека мир и покой, неспособна открыть ему свет Вечности. Она может вызвать эстетическое чувство и эстетическое удовольствие, которое на самом деле является фальсификацией чувства духовного, утонченной страстью непросвещенной души. В еще большей мере это относится к статуям, объемным изображениям, имитирующим трехмерные земные реалии, ощущение вещественности и телесности.
Но самое главное, САМ БОГ НИЧЕГО НЕ МОГ СВЕРШИТЬ БЕЗ НАШЕЙ ВЕРЫ, и только по нашей вере у икон совершаются чудеса!
Теперь когда мы поняли как важна икона для всех верующих людей, давайте разберемся почему нужно брать благословение на вышивку иконы у священника в церкви.
Чтобы лучше понять, что такое священническое благословение, надо сначала попробовать понять, а что, собственно, являет собой сам священник, дающий это благословение? Образно священника можно представить как проводник. Священник — проводник Божественных знаний, Божественной воли, Божественной энергии, благодати Божией. И вот в благословении человеку, просящему его, и преподается эта благодать: через произнесение имени Божия, через изображение Креста Христова. Поэтому я лично считаю, что просить благословения — сложив руки крестообразно ладонь на ладони и подойдя к священнику или епископу с просьбой «благословите» — полезно на все случаи жизни. В том числе и «просто так» тоже. Особенно это важно для тех людей, которые не каждый день посещают храм. Тем же, кто трудится в храме или бывает в нем ежедневно, достаточно брать священническое благословение, допустим, утром — на труды дня — и вечером — на отдых. Не думаю, что имеет принципиальное значение, в облачении священнослужитель или в штатской одежде. Последнее — само по себе не самая хорошая форма одежды для священнослужителя. Но иногда штатское платье бывает обусловлено какими-то причинами, определенными ситуациями. В некоторых ситуациях, возможно, лучше просто воздержаться от обращения к священнику. Такие ситуации человек должен чувствовать сам. А вот не подходить под благословение из-за обиды на батюшку — это однозначно плохо и недопустимо. Причем плохо именно для того, кто пренебрегает благословением. Ведь священник преподает не свое собственное благословение, а через него преподается благословение именем Божиим и Крестом Христовым. И наши раздумья относительно достоинств или недостатков того или иного священнослужителя, относительно его молодости или маститости не должны играть никакой роли.
Что значит благословение? В точном переводе – это благое слово, которое несет собой ту божественную силу, которая называется благодатью. Отвергнутое благословение – отвергнутая благодать. Это внутреннее сопротивление Богу, это тайное противоборство чело­веческой воли божественной воле, и поэтому отвергнутое или неиспол­ненное по забвению благословение становится препятствием, как бы камнем преткновения на пути человека. За неисполненным благослове­нием следует наказание, оно может быть немедленным или наступившим через много лет. Но рано или поздно оно наступит. Оно может проявиться в различных формах: в несчастьях, болезнях, неожиданных нравственных падениях, неудачах, преследующих человека, а самое страшное из наказаний – охлаждение к духовной жизни и состояние внутренней мерт­венности.
Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не “опускается”, как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: “Мир всем”, “Благословение Господне на вас…”, “Благодать Господа нашего…”, осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит.  Слова “благословите, батюшка” всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Священник может благословить и на расстоянии.
Целовать благословляющую руку священника?
В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).
Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).
Желательно показать священницу изображение иконы ( если есть в наборе ) которую Вы хотите вышить, чтобы быть точно уверенной, что икона каноническая и священник освятит ее, когда она будет готова.
В идеале – молиться,  поститься и не употреблять спиртное во время вышивания иконы. Поэтому лучшее время для вышивания икон в православные посты.  Ближайшие – Рождественский пост (28 ноября 2009 – 6 января 2009 ) или Великий пост ( в 2010 году) , который начинается за 49 дней до Пасхи и длится семь недель.
Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны своими руками,  с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговоривают с Господом.
Зачем нужен пост во время вышивания иконы?
Для чего нужен пост? Несмотря на то, что пост всегда существовал в православной Церкви, многие тяготятся постом и считают его лишним, ненужным, а потому и не соблюдают его. Они говорят: “Зачем нужен пост?
Не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него выходит, т. е. дурные желания сердца; с ними то и надо бороться, а не изнурять свое тело постом”. Рассуждающие так напоминают больного, который хочет вылечиться и отказывается принимать лекарство. Но ведь болезнь сама не проходит, ее нужно лечить. Этот больной забывает, что лекарство именно для того и дается ему, чтобы он выздоровел. Так же и пост – он имеет значение не сам по себе, а только как средство к приобретению душевного здоровья.
Какое же значение имеет пост для здоровья души? Пост есть внешнее выражение душевной скорби и сокрушения о грехах. Как известно, пост, прежде всего выражается переходом с более питательной мясной пищи на менее питательную растительную: этот переход с одного рода пищи на другую предписывается Церковью чтобы ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью. Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, это легко можно увидеть по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой и вы увидите как это трудно! А молиться в это время – и того труднее! Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это верно, и Церковь предписывает нам и в постной пище соблюдать воздержание и умеренность. Некоторые говорят, что постная пища вредна для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна. Кому же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста. Пост нужен не для изнурения нашего тела, а лишь для ослабление нашей животной чувственности. А то, что пост нисколько не вреден для здоровья, это видно, во-первых из того, что постящиеся меньше болеют, чем непостящиеся, а во-вторых, из того, что они и живут не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий святых, до 80, 90, 100 и более лет. За время поста организм человека очищается. “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. (Мк.2, 19-20)”
Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними. Переход со скромной пищи на постную нам неприятен. Но побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно.Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих страстей и не быть их рабами. Но не стоит забывать о том, что пост состоит не только в том, чтобы воздерживаться от пищи, но и в том чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от курения и спиртного, от всяких развлечений и т. п. Какой смысл нам ограничивать себя в еде, если мы остаемся такими же злыми, мстительными, раздражительными как и раньше; если мы продолжаем обманывать, сплетничать, осуждать и злословить во время поста? Мы должны духовно расти и особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил так: “Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись и т. д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою – только имей охоту трудиться!”
Беременность идеальное время для вышивания икон. Если Вы боитесь постить из-за беременности, посмотрите это видео интервью православного врача акушера Вячеслава Закревского Подготовка к родам. Питание беременных а также Беременность. Профилактика осложнений. Здоровое питание.
Можно ли заниматься рукоделием (вышивать) в православные праздники?
Священник обычно не благословляет вышивать в праздники. Проблема не в работе или отдыхе, а в том, что мы в праздник сидим дома и занимаемся своим, а не идем к Богу в храм. Что грех не в работе в праздник, а в том, что мы не думаем о Боге, не читаем в церковные праздники духовную литературу. Для всех нас вышивка – удовольствие. Священник прав, мы думаем о своем.

2

Что нужно знать православному об истории икон

Вера Православная

Храните веру Православную,
Веру наших отцов и матерей,
Если же вышли их православной веры,
То возвращайтесь в лоно Матери своей.
Княгиня Ольга славною слыла,
Избрав себе святую эту веру,
Святая Ольга Православною была,
И нам открыла в Православие двери.
Если православный согрешит,
Не вини святую нашу веру,
Может к покаянию спешить,
Ты, не будь подобен лицемеру.

Слово “икона” – греческое, а по нашему – образ, изображение. Эта статья “об иконах” т.е. об изображении Христа Спасителя, Божией Матери, Ангелов и св. праведников: пророков, Апостолов, мучеников, исповедников и только об этих изображениях, перед которыми мы молимся Богу, а не о каких других картинах или статуях, сделанных в подобии человека.
            Православный человек должен установить, что Бог повелел людям сделать себе священные изображения.
– “Сделайте ковчег из дерева ситтим, сказал Господь. Обложи его чистым золотом изнутри и снаружи”. “Сделай также кришку из чистого золота”… “и сделай двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края… на обоих концах ея, и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу. Положи крышку на ковчеге сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою, над крышкою посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения”… “Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе” (Исх.25, 10-11, 17-22, 40).
Ковчег поставлен был в важнейшей части походного храма (скинии за второй завесой), и при переходе с места на место в продолжении сорока лет по пустыне, он носим был на плечах священниками и левитами.
- “И сказал Господь Мойсею: Смотри, Я назначаю Веселеила сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди…  и вот Я даю ему поморника Аголиава… все, так как Я повелел тебе они сделают” (Исх.31, 1-6.11).
- “Сделай жертвенник для приношения курений”…”и поставь его перед завесою, которая перед ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе” (Исх.30, 1, 6).
- “Вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин для освещения, чтобы светильник горел во всякое время в скинии собрания вне завесы, которая как пред ковчегом откровения… от вечера до утра, пред лицом Господним”, (Исх. 27, 20-21).
Итак, Господь повелел впервые сделать образ Херувимов. Указал мастеров, велел поставить пред изображениями Херувимов жертвенник кадильный, велел зажигать перед ними неугасимую лампаду (Лев.24, 3-4), сказав, что она будет гореть “перед Господом”, и Мойсей сделал все, как велел ему Бог (см. Всю 40-вую гл.кн. Исход).
Через Ковчег завета с золотыми Ангелами на нем, Бог совершил многие чудеса: разрушил Идола Дагона (1 Цар. 5, 1-5); поразил наростами жителей Азота; устрашил мышами, съевшими весь хлеб в других филистимских городах; убил 50 тс. 70 человек в городе Виосалисе, а за то, что некоторые из них пытались заглянуть, что в нем, в ковчеге ( читай 5-ю и 6-ю гл. 1 кн. Царствие). Посредством Ковчега Бог разделил воды Иордана, и так дал возможность перейти на другую сторону, “в землю Обетованную” (Нав. 3, 14-17); умертвил некоего Озу за то, что тот, не будучи посвященным, вздумал прикоснуться к Нему (2 Цар. 6-7) и совершил многое другое.
– И когда поднимался Ковчег в путь, Моисей говорил: “Возстань Господи и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!” А когда останавливался ковчег, он говорил: “Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым” (Чис.10, 35-36).
Ковчег назывался, как видим, то “Господом”, то “Лицеем Господнем” (Исх. 27, 21; Лев.16, 13).
Когда построен был Соломоном капитальный храм, то он украсил его внутри изображением Херувимов, а в Давире храма (т.е. во Святая Святых) сделал из масличного дерева два огромных Херувима, и под распростертые крылья этих деревянных херувмов священники внесли ковчег завета с золотыми херувимами (см.6 гл. 3 кн. Царств.).
Отверг ли это Бог? Нет. Он сказал: “Поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами” (Лев. 21, 11). Соломону сказал: “Я освятил сей храм… и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни” (3 Цар. 9, 3).
- Разрушен был Соломонов храм, но пришедшими из плена через 70 лет, выстроен был второй, и прор. Изекиилю в видении было показано его украшение: “От верха дверей, как внутри храма, так и снаружи, по всей стене, кругом были резные изображения херувимов” (Иез. 41, 17-18. 24-25). В этот то второй храм и вошел Господь Иисус Христос, и назвал его “Своим домом, и домом Отца Своего Небесного” (Мр.11, 17; Иоан. 2, 13-16).
            Бог есть дух и таким Его никто не видел и таковым не изображаем. Изображением лишь Бога в таких образах, в каких Ему было угодно открыться людям. Так: Аврааму Он явился в виде Ангела; прор. Михею в виде царя; прор. Даниилу в виде Судьи вселенной, Исайи – как Владыка мира. Дух Святой  в виде голубя и огненных языков: Иоан Креститель видел Духа Святого при крещении Иисуса Христа в виде голубя (Мф.3, 16); Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы ”И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян.2:1-18). Христос был подобен нам человеком и в виде “Агнца закланного” (Откр. 5, 6). В таких видах, в каких Бог благоволил открыться, в таких мы и изображаем.
Места в Библии, где указано, что люди видели Бога.
- “В год смерти царя Озии видел я Господа, сидещего на престоле высоком и превознесенным. И края риз Его наполняли весь храм” (Ис.6,1).
– “И сказал (Михей пророк): Выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем по правую и левую руки Его” (3 Цар. 22, 19).
– “Видел я Господа стоящим над жертвенником” (Амс. 9, 1).
– “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями: одеяние на Нем было бело – как снег и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня… Огненная река выходила и проходила перед Ним; тысячи тысяч служили и Ему и тьмы тем предстояли перед Ним; судьи сели и раскрылись книги”… “Видел я в ночных видениях, вот, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, и слава, и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится” (Дан. 7, 9-10; 13-14).
– Авимелех, царь Герарский, отобрал у Авраама жену его, Сару, и взял было ее в жены себе, но “пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему”: “Вот ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа” (Быт. 20, 3).
– “И сошел Господь в облачном столбе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Маиам, и вышли оба. И сказал: “Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господен, то “Я открываюсь ему в видении во сне, говорю с ним” (Чис.12, 5-6).
– Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет…, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его” (Мф. 2, 13; сравни Мф. 1, 20-21).
Доказательство происхождения икон мы берем из Ветхого Завета потому, что в нем указано начало их происхождения, что они не вымысел какой-нибудь человеческий, что их Бог повелел сделать. Поэтому мы и касаемся (ковчега, завета и херувимов) – первых образов, сделанных по велению Божию.
Доказываем, что их не отвергал и Сын Божий. Он “вошел в Иерусалим и в храм, и осмотрел все” (Мир.11,11). Осмотрев храм, Он не мог не видеть бывших по всем стенам икон херувимов… Очищая храм от торжников, Он не оставил бы херувимов, если бы они излишни были в наше христианское время…
Ап. Павел вспоминает о ковчеге, как о святыне, и херувимов бывших на нем называет “херувимами славы” (Евр.9, 1-5).
Православные люди покланяются “не иконам”, как изделию, но “пред иконами”. Взирая на иконы, мы свои молитвы возносим к Богу… И напротив, 7-й Вселенский Собор того, кто молясь просит о чем-либо самую икону, или называет икону Богом, строжайше предает анафиме.
Бог во второй заповеди запретил людям делать и почитать кумиров, а не изображения добрые, изображения св. херувимов, (Исх. 20, 4-5 сравни Исх. 25, 18, 40). Значит, Бог запретил не делать “никакого худого изображения”, но не доброго, для славы Своей.
Во Второзаконии Моисей сказал израильтянам, выведенным из Египта, к которым Господь говорил среди пылавшего огнем Хорива или Синая, что они “в тот день” не видели образа Говорившего, а потому, чтобы они (евреи) не вздумали по собственному вымыслу сделать изображения Говорившего к ним на горе, потому что они Его не видели.
Значит, прежде всего, запрещение было направлено против евреев, а не против христиан и икон, так как евреи видели в Египте разных богов и были склонны к обоготворению разных животных, что и доказали принудив Аарона вылить им тельца, в отсутствии Моисея, как говорит псалмопевец Давид, говоря: “Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на вола ядущего траву” (Пс. 105, 19-20; сравни Исх. 32, 1-5).
Словами этого места запрещается делать изображение вымышленных лиц и существ; но разве Господа Иисуса не было? Не видели Его люди? Так же и Матерь Божия, и святые Апостолы, мученики и Ангелы, разве вымышлены?
Ясно, что проведенное запрещение Моисея евреям, нас христиан, нисколько не касается. Хотя мы из любви к святым и делаем их изображения, но этих изображений богами не считаем.

3

Иконография Спасителя
Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами. Когда же один из потомков царя вернулся к язычеству, плат был замурован. Открытый через столетия. Нерукотворный Образ сохранился полностью, причем на внутренней стороне ниши возникло еще одно изображение Лика Спасителя.
Таким образом, в соответствии с Преданием, возникают два типа изображения Нерукотворного Спаса: на убрусе (или Убрус) — на плате, и на чрепии (или Чрепие) — на черепице, на камне. В иконографии «Спас Нерукотворный» присутствуют только оглавные изображения.
Основной богословский смысл иконы «Спас Нерукотворный» — это воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР)
Пантократор (греч. — вседержитель). Слово образовано от "пан"— все и "кратор" — сильный.
Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Фигура Спасителя имеет в основном поясное изображение, часто встречаются изображения в полный рост и крайне редко — огрудные.
Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как промыслитель о мире, как вершитель судеб этого мира, податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Христа Пантократора отводилось большое место в храме не только на переносных иконах, но и в стенописи. Очень часто встречается фреска или мозаика с изображением Спаса Вседержителя в центральной купольной части храма.
ГОСПОДЬ НА ПРЕСТОЛЕ. СПАС В СИЛАХ
Царь царей и грозный Судия — таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост.
Икона «Спас в силах» показывает Господа Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, таким, каким Он явится в конце времен. Здесь изображены символы евангелистов, проповедующих Благую Весть во все концы света, ангелы, окружающие Престол Господень и фигура Самого Христа с книгой в руке.
С точки зрения богословской, эта икона непосредственно связана с темой Страшного Суда и грядущего преображения вселенной. Это, своего рода целый богословский трактат в красках, и недаром икона «Спас в силах» является центральной в иконостасе.

4

Спас Нерукотворный
Издревле православные христиане благоговейно чтят святые иконы, воздаваю тем должное почитание первообразу — Спасителю, Пресвятой Богородице, угодникам Божиим.
Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.
По преданию, первая икона появилась чудесным образом ещё во время земной жизни Спасителя. Правитель сирийского города Едессы Авгарь заболел проказой. Никто не мог его излечить. Услышав о чудесах и исцелениях, совершаемых в Палестине Иисусом, Авгарь уверовал в то, что выздороветь он может, взглянув на лицо Христа, и послал к Иисусу художника Анания написать Его портрет. Художник добрался до Иерусалима, видел Иисуса и слышал Его проповедь, но зарисовать Его не мог, так как большая толпа не давала возможности приблизиться к Христу. Тогда Он Сам подозвал Анания и, умыв лицо, обтёр его полотенцем (убрусом), на которым чудесным образом запечатлелся Его лик, и подал полотенце Ананию. Обрадованный художник поспешил с драгоценной ношей — Нерукотворным Образом — к своему господину. Получив чудесное изображение, Авгарь стал быстро поправляться.
Таково было первое чудо, совершённое от первой святой иконы.
На этих иконах изображается только лик Иисуса Христа, запечатленный на убрусе (полотенце), который вписывается во всю доску. Вокруг головы Христа - так называемый крестчатый нимб, отличительная особенность иконографии Спасителя. Борода иногда раздвоена, иногда имеет клинообразную форму ("Спас Мокрая Брада").
Вторая легенда рассказывает о том, что когда Христос шел на Голгофу, то от усталости лицо Его покрылось потом. Он взял плат, который дала Христу некая Вероника, вытер лицо, и там остался Его образ.
Изображение Христа на иконах Спаса Нерукотворного обычно спокойное, с открытыми глазами. В западной Европе в этом сюжете лик Спаса страдальческий, в терновом венце, со следами крови, иногда с закрытыми глазами.
Наиболее древняя икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и находится в ГТГ, куда попала из Успенского собора Московского Кремля. Икона двусторонняя, на обратной стороне изображен сюжет "Поклонение кресту". Лик Спасителя здесь очень выразительный, с темными большими глазами, смотрящими куда-то вбок, с тонко очерченными изогнутыми бровями, длинными волосами, спадающими на плечи двумя локонами с каждой стороны, с раздвоенной на конце небольшой бородой. Икона прекрасно передает величие Богочеловека

http://pridanoe.com.ua/components/com_virtuemart/shop_image/product/_________________4b052ff396e56.jpg

5

Спас Вседержитель
Слово "Иисус" в переводе с греческого означает Спаситель (Спас), ибо он пришел в мир спасти человечество ради жизни вечной. Христос переводится как помазанник, то есть царь — тот, кто помазан на царство. (В древности обряд вступления монарха на престол, па царство, как впоследствии — во всех христианских монархиях, сопровождался помазыванием лба «освященным маслом» — миром.) Иисус Христос — царь на небе и на земле, владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в иконописи существует ряд сюжетов, подчеркивающих его значение владыки и судии, например, Спас в силах, Спас Вседержитель. Иконы Спаса — обычно оплечные или поясные. Христос представлен с грозным требовательным взглядом, взывающим к ответу, иногда — с благословляющей рукой. Обычно иконы Спаса украшались по-царски: они писались на золотых или серебряных фонах, либо волосы прописывались ассистом — тонкими золотыми линиями, как в иконе Спас Златые Власы в XII—XIII вв.
Часто изображались богатые царские одежды Спаса, украшенные драгоценными камнями, — в живописи либо инкрустации. Характерно изменение психологического содержания образа от гордого неподкупного судьи и владыки в иконах XII—XIII вв., с суровым взглядом и обликом царя или аскета, в сторону всепонимания и серьезного нелицемерного прощения, трагического, но ясного всевидения, излучения «света божественной истины» в рублевском Спасе из Звенигорода. Основная иконография образа сложилась в Византии. Икона Спаса Вседержителя, согласно преданию, считалась моленной иконой ярославских князей и помещалась около их гробниц — Василия (1238—1348) и Константина (1249—1357) в Успенском соборе Ярославля. Наименование Спаса «Ярым Оком», то есть грозным, всепроникающим, карающим возникло позднее в старообрядческой среде.

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/8e51240692-kartiny-panno-ikona-spas-vsederzhitel-n0926.jpg
«Спас Вседержитель», часто просто «Спаситель», или «Спас», – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель», – возвещал Дух Божий через апостола Иоанна. Главный врач душ и тел, который ведает обо всем и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда.

Иисус Христос - Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3:16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. Имя Иисус (по-гречески «помощь Бога» или «Спаситель») дано Ему было при рождении на земле, потому что Он родился спасти человечество. «Родит же Сына, сказал Ангел Иосифу о Пр. Деве Марии, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их» (Мф. 1:21).

Ветхозаветное Божественное Откровение говорило о милости Божией к падшему человеку. Новозаветное Откровение говорит о великой любви Божией, явленной миру:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

http://mnogobisera.at.ua/_ld/0/22269915.jpg

6

Троица Ветхозаветная
Троица - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. По христианским представлениям, это Бог, единый в трех лицах, в трех ипостасях. Бог Сын - второе лицо, вторая ипостась Троицы - вочеловечился, пришел в мир как воплотившийся Спаситель Иисус Христос. О его личности, открывшейся человеку, о жизни Иисуса Христа повествует Евангелие. Само же божественное бытие непостижимо для человека, непостижима ему до конца и тайна Троицы. Размышляя о ней, человек постигает то, что ему открывает Бог о своем бытии, на котором зиждется мироздание. Поэтому столетиями размышлял о Троице христианский мир, размышляли философы, богословы. Церковь считает, что Сошествие Святого Духа на апостолов является событием, открывающем миру действие всех трех лиц, всех трех ипостасей Троицы. Здесь исполняется обещание Спасителя, Бога Сына, данное ученикам, а вместе с ними - всему роду людскому. " Я умолю Отца и Иного Утешителя пошлет вам - Духа Святого, иже от Отца исходит. Когда же придет Он, научит вас и наставит на всякую истину". По просьбе Бога Сына, по воле Бога Отца нисходит Святой Дух. И в праздник Пятидесятницы, когда вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов, день, положивший начало Церкви и воссоединения человека с Богом, прославляется Святая Троица. Первый день этого праздника поэтому называют еще и Днем Святой Троицы или, в народном обиходе, Троициным днем. Размышляло, постигало Троицу и искусство: и византийская, и древнерусская живопись создали глубокие образы Троицы. Стремясь к истине, искусство этого круга никогда не творило образов по самомышлению, оно всегда опиралось, воплощало слово, признаваемое самым истинным, - слово свяшенных книг. Основой для изображения Троицы поэтому стал рассказ из Библии, из ее древнейшей части - Ветхого Завета, который понимался как рассказ о явлении человеку невидимого, непостижимого Бога, о явлении ему Троицы. В первой книге Ветхого Завета - книге "Бытие" - рассказывается о кочевнике Аврааме, которому дано было обетование, что произойдет от него великий народ. Но шло время, а брак Авраама оставался бесплодным, его жена Сарра не рожала ему детей. И вот однажды, как гласит ветхозаветный текст, "явился ему Господь у дубравы Мамре". Авраам сидел у входа в шатер во время зноя дневного и, когда возвел очи, увидел, что перед ним стоят три мужа. Он побежал к ним навстречу и поклонился до земли, сказав: "Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего". Авраам позвал пришедших в свой шатер, говоря, что омоет им ноги, даст хлеба подкрепить сердце, что отдохнут они здесь под деревом. Пришедшие сказали ему: "Сделай так, как говоришь". Авраам поспешил к Сарре и велел ей замесить самой лучшей муки и сделать пресные хлебы. А из стада Авраам взял самого лучшего теленка, дал отроку и велел приготовить его. И взял масла и молока и поставил все перед пришедшими; и они ели. Во время трапезы они спросили у Авраама, где жена его Сарра. Авраам ответил, что здесь в шатре. И тогда один из них сказал: "Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры". Авраам и Сарра были в летах преклонных, и Сарра внутренне рассмеялась, так как не надеялась в таких летах уже иметь утешение - сына. И тогда, как гласит рассказ, Господь спросил, не смеялась ли Сарра потому, что она уже стара. "Есть ли что трудное для Господа? - продолжал он. - У Сарры будет сын". Сарра не созналась, что она смеялась, так как ей стало страшно. Затем три мужа покинули шатер. А со временем предсказание их сбылось: Сарра родила сына. Исполнилось данное Аврааму обетование: он стал родоначальником целого народа. На то, что Аврааму явился таинственно узнанный им Бог, твердо указывает ветхозаветный текст. А христианское учение, истолковывая этот древний библейский рассказ, считало, что это был не просто Господь с двумя спутниками, а Единая Неразделимая Троица, второе лицо которой, Бог Сын, в грядущем вочеловечился среди народа, произошедшего от Авраама. Вот воплощая этот рассказ, и выработало византийское искусство приемы, канон для создания образов Троицы. А так как рассказ этот входит в Ветхий Завет, то образы эти часто называют "Троица Ветхозаветная". Канон "Троицы Ветхозаветной" унаследовало искусство Древней Руси и на его основе создало образы огромной глубины и духовной силы.

7

Святитель Николай
Святитель Николай жил в IV столетии и был архиепископом в Средней Азии, в ликийском городе Миры. Родился он в городе Патаре и еще в юных летах был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа патарского. Дядя возвел его в сан священника. При освящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведет к истине многих заблудших и даст утешение всем скорбящим. Вся жизнь святителя действительно была такою. По смерти своих родителей он раздал все свое имение бедным.
Некто богатый городской житель, имевший трех взрослых дочерей, впал в крайнюю нищету и для своего обеспечения замышлял отдать их в беззаконный брак. Узнав об этом, св. Николай спас его, помог устроить его дочерей, три раза тайно бросая в окно по кошельку золота. В третий раз отец узнал таинственного благодетеля, подстерегши его у окна. Св. Николай поселился было в одном монастыре в Палестине, но однажды ночью, стоя на молитве, услышал голос: «Николай, войди во всенародный подвиг, если хочешь получить от меня венец». Тут он понял, что Господь требует от него не монашеского служения и отправился в Миры. В это время здесь избирали нового епископа и избиравшие, не зная, кого избрать, мололи Бога, чтобы Он Сам указал достойного. Тогда одному из епископов сказано было во сне, чтобы он стал у дверей церковных и наблюдал, кто первый с именем Николай войдет в церковь, тот и есть избранник Божий. Св. Николай, прибыв в Миры, на другой день утром пошел в церковь и первым вошел в нее. Епископ узнал в нем избранника Божия, и собор архипастырей поставил его в епископы города Миры, хотя он и отказывался. Сделавшись епископом, св. Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал он с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых.
Во время гонения Диоклетиана его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. С воцарением Константина Великого был возвращен своей пастве. Св. Николай присутствовал на I Вселенском соборе против Ария.
Однажды он узнал , что трое из граждан невинно осуждены на смерть, поспешил на место казни, вырвал меч из рук палача и таким образом спас невинных. Святитель Николай умер в глубокой старости, и мощи его были положены в соборной Мирской церкви. Совершив много чудес при жизни, он не переставал совершать их и по смерти, особенно при раке своих мощей.
Имя его сделалось известным всей Церкви, и его наименовали Чудотворцем. 6 декабря празднуется память святителя Николая; 9 мая празднуется перенесение мощей сего святителя из Мир-Ликийских в город Бар, находящийся на полуострове Апулии в Италии. Это произошло спустя 7 веков после кончины святителя и вот каким образом. В XI столетии турки начали свои нападения на Греческую империю, при котором святыни христиан — храмы, мощи и иконы, — подвергались поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею остановила сию попытку, и вот тогда у апулийцев явилось желание перенести мощи святителя Николая к себе чтобы избавить их от поругания. Апулийцы были в то время еще православными и состояли в зависимости от греческой Церкви. Святитель сам повелел перенести свои мощи в Бар, явившись одному благочестивому священнику в Баре. И это перенесение было совершено в 1087 году. 9 мая апулийцы встретили св. мощи, соорудили для них храм, почему 9 мая и установился праздник перенесения мощей. Мощи почивают в мраморной раке, которая находится в подземелье под церковью.

http://s3.uploads.ru/t/DplYI.jpg

8

Рождество Пресвятой Богородицы
Годовой цикл великих — двунадесятых — праздников (церковный новый год начинается с сентября) открывается Рождеством Богородицы 8(21) сентября. Исторически и догматически это событие — рубеж Ветхого и Нового Заветов. Та, Которой предстояло стать Матерью Спасителя, родилась в небольшом галилейском городке Назарете. Предание гласит: Ее родители Иоаким и Анна, известные своей праведной жизнью, до преклонных лет были бездетны, что считалось знаком гнева Божьего, но Анна дала обет Богу: если Он дарует им дитя, то оно будет служить в храме Богу. Молитвы были услышаны: Божий посланник Архангел Гавриил явился и возвестил им о рождении дочери Марии (что значит «Госпожа, Надежда»), будущей Матери Иисуса Христа.
Иконографическая композиция сложилась на основе апокрифической легенды согласно Первоевангелию Иакова и Первоевангелию Матфея; пишется как Рождество Иоанна Предтечи. «Анна на одре лежит, пред нею девицы стоят, держат дары, а иные солнечник и свечи, девица Анну держит под плечи, Иоаким зрит из верхней палаты, баба святую Богородицу омывает в купели до пояса, девица льет воду в купель из сосуда» (из Сводного Иконописного подлинника XVIII и. по списку Филимонова, с. 148). Иоаким вводится в композицию в XIV в., на некоторых иконах рядом с роженицей изображен младенец.
Иконография Рождества Богоматери, как и Рождества Иоанна Предтечи, а также рождества разных святых, представленных в клеймах житийных икон, восходит к иконографии Рождества Христова: везде видим роженицу на ложе, приносящих ей дары, праведного супруга и сцену омовения младенца

9

Тайная вечеря
После омовения ног Иисус Христос открыл ученикам, что один из них предаст Его. Апостолы в испуге стали посматривать друг на друга, и каждый спрашивал Спасителя: «Не я ли, Господи?..» Иуда также сказал: «Учитель, не я ли?» Иисус Христос тихо и кротко ответил ему: «Ты!» Иоанну, который сидел рядом с Христом, произнес: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» И отдал его Иуде Искариоту, проговорив: «Что делаешь, делай скорее». Никто не понял этих слов Спасителя. И вот Иуда, у которого был ящик с деньгами, взял из рук Христа хлеб и вышел вон из комнаты.
В последние часы Своей жизни земной, во время Тайной вечери, беседуя с апостолами, Спаситель установил Таинство Евхаристии, или Причащения,— важнейшее в Церкви. Благословив приготовленный хлеб, Христос преломил его и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне». А по окончании вечери взял чашу «от плода лозного» (с виноградным вином) и подал ее ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так, под видом хлеба и вина, и стала принимать Церковь Тело и Кровь Своего Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего человечества. Таинство Евхаристии ежедневно совершается за богослужением, называемым литургией (обедней).
На Тайной вечере Спаситель открыл Своим ученикам, что Он скоро оставит их, будет взят и распят, а они разбегутся от страха. На это апостол Петр сказал: «Господи!.. Я душу мою положу за Тебя!». Христос ответил: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Еще продолжалась Тайная вечеря, а Иуда уже побежал предавать своего Учителя. Иисус с апостолами вышли из горницы и, воспев псалмы, направились на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад. В глубине сада Иисус, отойдя от учеников, стал молиться: «Отец Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты». Вернувшись к ученикам, Он застал их спящими. «Встаньте, приблизился предающий Меня»,— сказал им Иисус. В сад входил Иуда с целой толпой вооруженных людей, заранее предупредив воинов, что арестовать надо того, кого он поцелует. Иисуса схватили и повели на судилище. Римский наместник Понтий Пилат, к которому привели Иисуса, не хотел предавать Его смерти: «Не нахожу Его виновным»,— отвечал он иудеям. Но те все же настояли на казни. Пилат демонстративно умыл перед народом руки в знак того, что он не хочет брать на себя грех осудить невиновного, а иудеи громко кричали: «Распни Его, пусть кровь Его будет на нас и на детях наших!»
http://s2.uploads.ru/t/SwMJ5.jpg

10

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» почитается в Русской православной церкви как чудотворная. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это неупиваемая, никогда не заканчивающаяся чаша Святого Причащения. Она является символом бесконечности небесной помощи людям, обращающимся к ней с истинной верой.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства и запоя, наркомании и табакокурения, а также для примирения раздоров в семье и решения квартирных вопросов.

Празднество
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается 5/18 мая

http://s2.uploads.ru/t/qvFOJ.jpg

11

Великий князь Московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних. К помощи святого Димитрия Донского обращаются, чтобы укрепить страну, чтобы отстоять ее целостность и единство, отразить все угрозы, чтобы умножить веру и благочестие народа, укрепить семьи – защитить от вымирания телесного и смерти духовной.

День памяти установлен Православной Церковью 19 мая/1 июня.http://s2.uploads.ru/t/gO3hK.jpg

12

В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией матери и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от Касперовой иконы Богоматери стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной. Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К Касперовой иконе стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.

Дни празднования: 12 июля (29 июня по старому стилю), 14 октября (1 октября) и в среду Светлой седмицы.

http://s2.uploads.ru/t/1OcTg.jpg

13

На иконе "Неувядаемый цвет" ("Благоуханный цвет") Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". Время появления в России этого образа неизвестно. Название "Неувядаемый Цвет" ("Благоуханный цвет") связано с песнопениями, посвященными Богоматери. На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы. Списки иконы "Неувядаемый цвет" ("Благоуханный цвет") прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы относят к XVI - XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко. Греческого письма, по всей ведомости, и та икона, которая находится в храме «Утоли мои печали».

Перед иконой "Неувядаемый Цвет" молятся прежде всего о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются и с молитвой при горестях в семейной жизни.
http://s3.uploads.ru/t/Q9Rl4.jpg

14

Святая мученица Татиана (Татьяна) жила в конце II – начале III века в Риме. С детства она воспитывалась в христианской вере, отличалась добродетелью и трудолюбием. Она приняла мученическую смерть после того, как отказалась поклоняться языческим богам. В России Святая Татьяна является покровительницей студентов. Считается, что молитва, обращенная к мученице, помогает не только в учебе, но и в служебных делах, способствует карьерному росту. Святая является защитницей всех женщин с именем Татьяна.

Немного истории:
Св. Татьяна была дочерью знатного римлянина, тайно исповедовавшего христианство. По достижении совершеннолетия она была поставлена диаконисой. В 226 году девушка была схвачена во время очередных гонений на христиан. Татьяну привели в языческий храм, но она твердо отказалась приносить жертву Аполлону. Тогда ее подвергли страшным пыткам.

Когда святую начали избивать железными крючьями, палачи вскоре стали просить судью, чтобы он прекратил пытку, потому что сами они, казалось, страдали от своих ударов больше, чем их жертва. Татьяна же молилась, чтобы Бог открыл ее мучителям свет истины. И внезапно палачи увидели четырех ангелов, окружавших святую. Тогда они отказались продолжать истязание, а на удивленный вопрос судьи отвечали, что они - христиане. Вскоре все палачи были замучены и приняли крещение в собственной крови.

Затем девушку вывели на арену цирка и выпустили на нее страшного льва. Но лев ласкался к святой и лизал ей ноги. Тогда судья решил, что Татьяна имеет волшебную силу, и приказал остричь ей волосы, полагая, что с потерей волос она лишится и силы волхвования. Татьяне остригли волосы и заключили ее в храм Зевса. Когда же на третий день в храм пришли жрецы с народом, они увидели, что огромная статуя Зевса разбита на куски, а Татьяна пребывает в радости. Судья приказал умертвить святую, и она была усечена мечом. Вместе с дочерью был казнен и ее отец.

Как икона защитит Вас и Ваших близких

Прежде всего, Святая мученица Татьяна – покровительница студенчества. Если Вы получаете высшее образование, или кто-то из знакомых, или Ваши дети – святая Татьяна Ваша первая помощница. Даже если к святой Татьяне обратится абитуриент – это будет очень верное обращение. Так что, перед зачетной или экзаменационной сессией, помимо знаний хорошо подкрепить свою удачу на экзамене заступничеством святой покровительницы, и если Вы или Ваш ребенок решил получить высшее образование – приобретите эту икону. Это будет очень кстати и в качестве подарка новоиспеченному студенту, как награда за поступление в ВУЗ. И, конечно, святая Татьяна – заступница и покровительница всех Татьян, и им хорошо бы иметь свою именную икону.

День памяти святой мученицы Татианы установлен Православной Церковью на 12/25 января.

http://s2.uploads.ru/t/tVcaI.jpg

15

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме во II веке нашей эры. Несмотря на молодые годы, сестры «…неустрашимо исповедали веру свою во Христа, не отреклись от этой веры ради обещанных им всевозможных радостей земных, не отступили перед страшными муками…». Мать их, святая София, воспитавшая своих дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам, была свидетелем мук их и приняла «страдания за Христа не телом, а сердцем».
Имена мучениц символичны: мудрость – мать трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви. К заступничеству мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби.

день памяти святых мучениц

17/30 сентября вспоминает Православная Церковь святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и Софию
http://s2.uploads.ru/t/fqtGx.jpg

16

Вышивание икон (бисером или нитками) – древнее мастерство, издревле известное на Руси. Иконы облачались в богатые оклады, с бисером, жемчугом, пиленым перламутром, а иногда, с драгоценными камнями и самоцветами. Понятие “икона” пришло на Русь из Византии, и первые церковные вышивки на Руси были религиозного, а не светского содержания. Вышивать картины религиозных сюжетов (иконы) можно не только к Пасхе. Раньше, для того, чтобы создать настоящую икону, необходимо было долгое время поститься, а затем “очиститься от всякой скверны” – исповедоваться и причаститься. Лишь после этого, с чистыми помыслами, получив благословение батюшки, можно было приступать к работе.

В наше время, чтобы вышить настоящую икону, а не картину церковного жанра, нужно перед началом работы сходить в церковь и попросить благославления. После этого можно приниматься за работу. Вышивать икону нужно с чистыми помыслами, чтобы не исказить изображение. Каждый раз, садясь за вышивание, необходимо читать молитвы и находиться в добром настроении. Когда образ будет закончен, нужно сходить в церковь и освятить свою икону. Духовные люди не советуют работать женщинам над иконами в определённые дни месяца.
Обратите внимание, что Святые, одетые в синие одежды, скорее всего – католические. На исконно русских иконах одежда Святого скорее всего красная, коричневая, сиреневая, иногда розовая.
Все сюжеты иконописи Богородицы можно разделить на 3 группы (Иконография Богородицы):
Православная иконография Богородицы — тема Девы Марии в иконописи и многочисленные типы икон.
Католическая иконография Богородицы — тема Девы Марии в западноевропейской живописи.
Иконография жития Богородицы — изображения основных эпизодов из жизни Девы Марии.
Прочитать подробнее про каждую икону можно в соответствующем разделе Википедии (раздел “Почитаемые богородичные иконы”).
В последнее время икона стала одним из жанров декоративного искусства, многие вышивальщицы выполняют иконы для себя или в подарок, не придавая работе того смысла, которым раньше наделяли все изображения Святых. В этом нет ничего зазорного – если вы занимаетесь делом, которое вам нравится, получая удовольствие от красоты сюжета и собственного умения, то вы совершаете богоугодное дело, не нарушая церковных канонов. Единственное, что следует помнить – иконы, вышитые без предварительного благословления мастерицы на работу, освящать и благословлять нельзя. Они так и останутся просто красивыми картинами, радующими глаз.
Образ Смоленской Пресвятой Богородицы
http://s3.uploads.ru/t/wL3bI.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Zcp6W.jpg

17

Георгий Победоносец,

http://s3.uploads.ru/t/NxfIM.jpg
http://s3.uploads.ru/t/6pHDh.jpg

18

http://s3.uploads.ru/t/Htbs4.jpg
http://s3.uploads.ru/t/ZU3YB.jpg

19

Вообще при вышивке икон многие задаются вопросом, нужно ли перед началом вышивания иконы просить благословение на вышивку у батюшки, нужно ли быть глубоко верующим человеком, можно ли каждому верующему человеку вышить икону для своего дома, в подарок для своих близких, какие читать молитвы и произносить слова перед началом вышивания.
В обществе найдутся такие, которые скажут, что вышивка икон – это грех и богохульство. Даже священнослужители придерживаются разного мнения о вышивании икон. Одни говорят, что простому человеку нельзя вышивать иконы, и не дают благословения. Другие священнослужители, наоборот, благословляют на это дело, говоря, что любая работа во славу Божию полезна и хороша для человека. Ведь все иконы, написанные в прошлом и настоящем, мастерами – умельцами, которые более или менее грешные. Получив у батюшки благословения на работу, нужно с трепетом и уважением относиться к вышиванию иконы. Можно принести батюшке изображение иконы (должна быть в наборе для вышивания), которую Вы хотите вышить, чтобы быть точно уверенной, что священник освятит ее, когда она будет готова.

20

Перед началом работы над вышивкой иконы нужно прочитать молитву.
Молитва перед началом работы над иконой:

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:"Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом": сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и
вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь."


Вы здесь » БЕСЕДКА ДЛЯ ДУШИ » Вышивка (шпаргалка) » Все,о вышивке икон --советы,инфа,размышления и т д